Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
29 декабря 2021, 21:23

Новейший российский лайнер МС-21-300 готов к запуску в серию

Смотреть сюжет

Новый рубеж для нашей гражданской авиации. Отечественный среднемагистральный самолет МС-21-300 получил сертификат типа — основополагающий документ, который подтверждает, что лайнер безопасен и его можно запускать в серию.

Чем проект сильнее зарубежных конкурентов? Фюзеляж шире. Для пассажиров это означает больше места в проходе в салоне, объемнее багажные полки, комфортнее расстояние между креслами. В общем, ощущение почти как в самолете для дальних линий.

Но это не все. В России первыми в мире научились делать цельные крылья из композитных материалов. Внешне они как обычные алюминиевые, но существенно легче. Самолет весит меньше на 15%.

К очередному испытательному полету все готово. После взлета главный конструктор самолета МС-21 Константин Попович с гордостью рассказывает о главных преимуществах лайнера.

«Конструкция, которую здесь мы имеем, главное — это композитное крыло и двигатели с хорошей экономичностью. Композитное крыло не дань моде, а вынужденная мера, которая позволяет сделать крыло большого удлинения, а крыло большого удлинения имеет хорошее аэродинамическое качество и малое сопротивление при этом. И в сумме, получается, вот эти два основных фактора позволяют сделать самолет экономичным», — поясняет Константин Попович.

Материалы для композитного крыла собирались закупать за границей, но сделка сорвалась из-за западных санкций, хотя продукция эта не имеет никакого отношения к оборонке. Владимир Путин говорил об этом на недавнем съезде Российского союза промышленников и предпринимателей.

«Крыло для МС-21, жгуты из современных материалов. У нас был контракт с американскими компаниями. Никакого отношения не имеет к оборонной промышленности, вообще никакого — взяли, ввели санкции. Почему? А потому что Boeing такой же продукт выдвигал, готовил на мировые рынки, тоже среднемагистральный самолет, и затормозили. Мы сделали это сами, но на 1,5 года вправо сместился срок промышленного производства и выхода на рынок с этим продуктом, с МС-21. В принципе, они добились своего с помощью санкций. Но это абсолютно очевидно инструмент недобросовестной конкуренции», — отметил Владимир Путин.

Так что теперь композитное крыло — из отечественных материалов, удалось быстро наладить производство.

«Кто выиграл? Да, мы потеряли почти два года, но при этом мы получили свой комплект, свое крыло, и в итоге кто потерял два миллиона долларов, на каждом самолетокомплекте недополучили иностранные компании», — сказал министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

«Самолет — это не просто попытка догнать, а сделать заявку на создание самолета будущего, недаром он называется самолет МС-21 — магистральный самолет XXI века», — сказал авиаэксперт Роман Гусаров.

Это первый в мире самолет такого класса с композитным крылом, причем доля композита в конструкции — 40%, это рекорд. Вообще, на внутренних и международных линиях МС-21 очень ждут. Получение для него базового сертификата Росавиации этап очень важный. Это означает, что новый лайнер прошел испытания и готов к серийному производству.

«Самолет МС-21 состоялся как авиационный проект, он соответствует самым современным последним авиационным требованиям, в том числе с точки зрения безопасности, и все дальнейшие изменения, которые будут связаны с внедрением отечественных компонентов, они все будут проходить уже как изменения к этому сертификату», — сообщил генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь.

МС-21 — это среднемагистральный узкофюзеляжный самолет на 163 или 211 мест в зависимости от компоновки. Дальность полета шесть тысяч километров. К слову, фюзеляж самый широкий в классе — чуть больше четырех метров, а значит, лайнер и комфортнее, и груза может взять больше.

«Самолет получился очень красивый, буквально мирового уровня. Много воздуха для пассажиров, много пространства. Уверен, что самолет понравится как компаниям, так и пассажирам. Конкурентами нашего самолета являются Boeing-737 и Airbus-320», — рассказывает исполнительный директор ГК «Ростех» Олег Евтушенко.

Конкурентам со временем придется потесниться. Передать заказчикам первые самолеты МС-21 планируется уже в будущем году. Первым эксплуатантом станет авиакомпания «Россия».

«Уже в 2022 году будет четыре воздушных судна в авиакомпании «Россия». Контракт очень длинный, более 70 самолетов в ближайшие годы», — сообщил официальный представитель АК «Россия» Сергей Стариков.

А пока на испытательных рейсах летают так называемые «служебные пассажиры» — инженеры и сотрудники конструкторских бюро. Тестируют все оборудование. Как известно, в авиации нет мелочей.

«Кофемашина и кипятильник объединены на базе проточного водонагревателя в одну систему. Это позволяет сэкономить вес и пространство для сервисного обслуживания», — рассказала ведущий инженер-конструктор Татьяна Лесных

Пассажиры регулярных рейсов смогут оценить комфорт нового российского самолета уже в следующем году.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей