Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
4 апреля 2021, 21:10

Жажда денег и сомнительной славы в социальных сетях привела к страшному ДТП в центре Москвы

Смотреть сюжет

Одна из самых обсуждаемых тем недели — страшное ДТП почти в самом центре Москвы. Автомобиль вылетел на встречную полосу и смял четыре машины. Одна женщина с тяжелыми травмами попала в реанимацию. В этой истории не было бы ничего необычного, если бы не тот факт, что к аварии привело желание прославиться в интернете и как можно больше заработать.

О человеке, который ее устроил, говорили, что рано или поздно он точно кого-нибудь покалечит. Жажда сомнительной славы и денег в сочетании с нежеланием социальных сетей удалять незаконный контент все чаще приводят к трагедиям.

Шлифуешь асфальт до черного дыма из-под колес, восторженно орешь, ведь педали газа и тормоза держат под контролем несколько сот лошадиных сил. Ошибка при этом чревата аварией, а то и чей-то смертью. Эдуард Биль снимал такое на видео, размещал в YouTube, зарабатывал там «лайки» и рекламные деньги. «Газовать» — одно из его любимых словечек, которое он использовал и тогда, когда под камеру унижал прохожих. Тоже — ради роликов, которые еще иногда называют треш-стримы, то есть трансляции с шокирующим контентом.

Всего лишь за два года «треш-блогерства» 25-летний Биль, человек без высшего образования и профессии, заработал, по оценкам его коллег, несколько десятков миллионов рублей, покупал суперкары, приобрел квартиру в Москве. Про машину, за рулем которой он в итоге совершит аварию на Садовом кольце с участием пяти автомобилей, говорил с восхищением.

Вот финал этих «покатушек» — машина вылетает на встречку. Лобовой удар принял на себя черный «Фольксваген». Пришлось срезать крышу и стойку, чтобы извлечь водителя — Марию Артемову. Она до сих пор в реанимации в 1-й Градской. Виновник же аварии решением суда на два месяца отправлен под домашний арест с запретом выходить из дома ночью, садиться за руль и пользоваться интернетом. И если он вдруг решит соблюдать этот запрет, то еще не скоро узнает, как именно его коллеги по бизнесу перемывают кости неудачнику, которым еще недавно сами восхищались. Жаргон — соответствующий.

Схема успеха этой категории блогеров известна, она основана на неотрегулированности коммерческой деятельности в интернете. «Черно-серая зона» и «дикий Запад» — это еще мягкие определения.

«На сегодняшний момент нет состоятельных законов, которые могли бы регламентировать деятельность блогеров в Рунете, при этом их количество на различных площадках, будь то Tik-Tok, Facebook, YouTune или Instagram, с каждым годом становится все больше. Все платежи, все оплаты подобных блогеров зачастую проходят мимо налогов, мимо кассы. У них миллионы подписчиков, у них есть контакты, они в месяц зарабатывают миллионы рублей, то есть среднестатистическому россиянину это не понять, грубо говоря», — говорит глава информационно-аналитического агентства Денис Кусков.

Тех, кого на жаргоне называют «подписота», начинают привлекать скандальными видеороликами. И эта вот «прикормленная подписота» обеспечивает поступление рекламных денег, если просмотров много. Оценить уровень «треш-стримов» можно, просто изучив последствия некоторых из них.

Этот вот блогер в прямом эфире заморозил свою беременную подругу, выгнав ее раздетой на мороз. Она была уже мертвая, но ему даже в голову не пришло выключить трансляцию, это сделали приехавшие оперативники.

На другом видео — смертоносные «подвиги» блогерши, которая давала в интернете советы девушкам относительно здоровья и «правильных» лекарств. Свой день рождения она отметила тем, что пригласила гостей нырнуть в бассейн, куда предварительно насыпали сухой лед. Перед смертью прыгающие туда соответствующим образом пытались шутить. От удушья в тумане углекислого газа тогда умерли трое, в том числе и муж именинницы. Просмотры треш-стрима, увы, били рекорды.

Ужас в том, что многочисленные «лайки», то есть одобрение видео, каким бы оно не было, в сознании подростков зачастую приравниваются к социальному успеху, чуть ли не к всемирной славе.

Девятикласников Дениса и Катю, похороненных на этом кладбище, псковские журналисты почему-то назвали «Ромео и Джульетта», хотя в могилы их свела не безграничная любовь друг к другу, а именно что желание прославиться в том, увы, актуальном сейчас стиле, который называется «смертельный хайп».

Подростки обиделись на взрослых, спрятались на даче, и начали стрелять в людей, демонстрируя все происходящее в интернете. Последние их реплики адресованы той самой «подписоте»…

Для людей, чье мировоззрение еще не сформировалось, интернет может оказаться таким вот смертельным «кривым зеркалом». Тем более, что в нем действуют и настоящие профессионалы по «хайпу» — навязчивой рекламе, которая формирует предпочтения потребителя контента.

Когда неопознанные по большей части заказчики «раскачивали» в соцсетях протестные акции в поддержку скандального блогера Навального, то в топе в них вдруг оказался ролик, на котором внук помочился на спину своему дедушке, призывавшим подростков не ходить на несогласованные акции.

Подталкивать других людей к рискованным и противозаконным действиям зачастую заставляет не только предполагаемая душевная патология, а еще и то, что принято называть «монетизация контента»: хочешь заработать деньги на сетевой рекламе — заставляй рисковать других.

Блогер Николай Лебедев из Лобни «промывал мозги» детям с 2015 года, предлагая им деньги за крайне рискованные фотографии. Нужно было свешиваться с края крыши, шансы на выживание 50 на 50. В телефоне Лебедева, который сейчас уже за решеткой, обнаружен целый архив из таких фотографий.

Многие эксперты по IT-технологиям приходят к таким вот выводам:

«Это гораздо хуже, чем то, что раньше нас учила улица или ребята во дворе. Потому что там все-таки живые люди общались друг с другом, кто-то мог приврать, но в целом ты понимаешь, с кем ты общаешься. А сейчас наших детей учит виртуальный мир, вот эта виртуальная улица, где анонимы, непонятные люди, выступают в роли лидеров общественного мнения, дают советы, за которые не несут ответственности», — подчеркивает президент Фонда защиты национальных ценностей Александр Малькевич.

«Лидерами общественного мнения» в Сети становятся те, кого больше смотрят, вне зависимости от того о чем они. «Монетизацию» своей известности блогер Эдуард Биль называющий себя пранкером, как уверяют его коллеги, произвел традиционным для теневого интернета способом — создал в нескольких соцсетях сообщества и каналы, в которых объясняет тем, кто его считает авторитетом, «как быстро срубить бабла» на ставках в онлайн-казино, на спортивных ставках и прочих мошеннических схемах.

Другой известный блогер, известный в Сети как Давидыч, пришел к выводу: авария — это такое Билю наказание за накопившуюся нехорошую карму. Если перевести с языка философских обобщений о нравственности, то это примерно вот про что: «гопники-аферисты, пришедшие в интернет, чтобы доить лохов», кажется, теряют популярность.

В Общественной палате намереваются подтвердить и закрепить эту тенденцию, разработав законы и правила для тех глобальных социальных сетей, которые и дальше планируют работать на территории России. Ситуация с Twitter в этом смысле показательна: 70% материалов, связанных с призывами к суициду, детской порнографией, наркотиками и экстремизмом удалить которые требовал Роскомнадзор, до сих пор в открытом доступе.

«Twitter никаких мер не предпринимает, мы полагаем, что он делает это вполне сознательно, намеренно для того, чтобы обострить ситуацию. Вполне вероятно эту социальную сеть придется заблокировать на территории России, потому что такого рода контент абсолютно недопустим. Появился антирейтинг социальных сетей, и первое место в этом антирейтинге занимал как раз Twitter, ну и две следующие строчки — это Facebook и Instagram. Это, к сожалению, три социальные сети, в которых в основном распространяется запрещенные контент», — говорит директор Лиги безопасности интернета Екатерина Мизулина.

На этой неделе российский суд выписал Twitter штрафов на общую сумму в девять миллионов рублей, а в Facebook Роскомнадзором направлено требование удалить из принадлежащей Facebook соцсети Instagram рекламу вакансий наркокурьеров.

Социальные сети, согласно закону, вступившему в силу в феврале, обязаны самостоятельно осуществлять модерацию и вычищать запрещенный контент. В скором времени, вероятно, будет принят закон, который приравняет блогеров с большим количеством подписчиков к средствам массовой информации, чтобы они с юридической точки зрения отвечали за ту информацию, которую публикуют.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей