В Театре наций состоялась премьера спектакля «Прыг-скок, обвалился потолок»
Постановка, которая ждала своего часа почти полвека. Большая премьера в Театре наций, первая в этом году. Спектакль «Прыг-скок, обвалился потолок» по сценарию Геннадия Шпаликова. Он был написан для кино, но на экраны так и не вышел, хотя многие считали его лучшим драматургическим произведением автора. Пронзительная история о нашем несовершенстве и роковых ошибках, о том, как один миг может изменить всю жизнь. А главное — о силе настоящей любви.
«В одной семье отмечали пятницу, день зарплаты. Вызвали милицию. Подрались с милицией. Человека посадили на год. Вот, собственно, и весь сюжет», — рассказывает исполнитель роли Юры Артем Быстров.
Вот так в один вечер жизнь вдруг делает крутой вираж, и одна счастливая семья превращается в несчастную.
«Обычно за секунду и происходят какие-то глобальные вещи», — считает исполнительница роли Ани Дарья Калмыкова.
Это спектакль по киноповести Геннадия Шпаликова. Он был сценаристом фильмов, которые позже назвали манифестами шестидесятников: «Застава Ильича», «Я шагаю по Москве» (слова в песне из фильма Данелии зарифмовал тоже он). Вообще сценариев в своей жизни он написал столько, что ими были завалены все киностудии страны. Но закончилась оттепель, и герои его времени, о которых он писал, неустроенные, ищущие, как и он сам, стали не нужны. Прошло полвека.
«Он уникальный. Мало таких фигур. Может, Чехов в XIX веке, Шпаликов в XX. По удивительной тонкости и ощущению трагизма для человека. Когда никто не виноват. Не скажешь, что если бы человек был лучше, жизнь была бы лучше. Нет. Не в этом дело вообще», — рассказывает режиссер спектакля «Прыг-скок, обвалился потолок» Марина Брусникина.
Оказалось: написанное Шпаликовым 1974-м, очень даже актуально в 2022-м.
«"Прыг-скок, обвалился потолок", этот сценарий, по-моему, один раз только издавался. Это такая пронзительная история о любви, с какой-то такой тоской вселенской», — отмечает художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов.
Премьера в Театре наций — это киноповесть на сцене.
«Нам хотелось попытаться снять это неснятое кино», — рассказывает исполнительница роли Ксении Александра Урсуляк.
Вот и декорации в постановке: зеленый фон, камеры на штативах, софиты. Во время спектакля полнейшее ощущение, что это не сцена театра, а кинопавильон. Вот реквизит. Кажется, просто трюмо. Но растровая печать, тонировочная пленка — и вот трюмо превращается в комнату иллюзий.
«Всего очень много. Все раздваивается, расстраивается, и пути этих очень близких людей как будто начинает параллелиться. И поэтому трюмо у нас сразу шесть. И действие происходит в одной комнате, а они будто очень далеко друг от друга», — рассказывает художник-постановщик Полина Бахтина.
Все больше отдаляются друг от друга и герои.
«Невозможность быть счастливыми», — отмечает исполнительница роли Ксении Александра Урсуляк.
«Ощущение некой безысходности, серости», — добавляет исполнительница роли Ани Дарья Калмыкова.
И это тоже почерк Шпаликова: окунувшись в беспросветную серость, его герои увидят яркий свет.
«Если бы не произошла эта история, может быть, они двое не поняли бы, как они любят друг друга», — говорит Дарья Калмыкова.