Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
5 октября 2021, 21:14

Проводы киноэкипажа на МКС прошли в соответствии со всеми традициями, сложившимся на Байконуре

Смотреть сюжет

И вновь о ракете «Союз-2.1а». В деталях. Чтобы понять, насколько сложно отправить людей в космос. У ракеты три ступени — они нужны, чтобы достичь первой космической скорости восемь километров в секунду.

Стартовый вес ракеты более 300 тонн. 90% —топливо. И для него нужны большие баки. Поэтому высота «Союза» больше 46 метров, диаметр в нижней части около 10 метров. Там находятся двигатели первой ступени. Их четыре.

В центре еще один двигатель, это вторая ступень. Выше — третья. Над ней уже непосредственно корабль. Он закрыт обтекателем, над ним система аварийного спасения. И только корабль, который тоже называется «Союз», долетает до МКС.

Байконур, так называемая «площадка 31». Звезды с цифрами на башне обслуживания свидетельствуют о том, что отсюда стартовали уже 410 ракет. Соответственно, сегодня отправляется 411-я — с экипажем миссии «Вызов».

Троих в скафандрах ведут под руки. И это не просто традиция. Костюм тяжелый, не для Земли, и потому свою походку в нем космонавты называют походкой «сутулой обезьяны». К ракете этот кинокосмический экипаж провожают первые лица двух индустрий.

Далее дорога к кораблю через космический лифт. Лифтера на старт экипажа назначают каждый раз отдельно, и всегда по принципу «наиболее отличившийся». Селфи с экипажем не воспрещены.

10-й этаж — так называемая «кабина чистоты». Полностью стерильное помещение. Отсидевшая карантин и в защитных костюмах — посадочная команда. Да что там, весь экипаж утром после подъема полностью продезинфицирован. Под скафандрами стерильное белье. Все эти меры предосторожности для того, чтобы защитить от потенциальной земной заразы МКС.

Вход в корабль через дверцу в головном обтекателе и далее люк в корабле. Проход не то чтобы регламентирован, но, по традиции, сперва идут второй и первый бортинженеры, а уж только потом командир. Получается, в этот раз сперва так называемый участник полета, правый, то есть Юлия Пересильд, потом левый, Клим Шипенко и, наконец, Антон Шкаплеров.

До старта в этот момент еще приблизительно три часа. В свободное от проверок электроники время экипаж слушает музыку. Это всегда сюрприз, потому что космонавты заказывают композиции, заранее не сговариваясь.

К моменту прибытия экипажа «Союз» только-только заправлен и теперь весит более 300 тонн.

Мы находимся у подножия ракеты — абсолютной красавицы, она сейчас полностью заправлена. Удивительное явление мы наблюдаем: она вся белая, покрылась коркой льда. Это происходит благодаря жидкому, очень холодному кислороду, одного из важнейших элементов в топливной системе.

Сотни заливаются сотни тонн жидкого кислорода, и через клапаны, поскольку он стремится испариться, выходит наружу. До самого старта ракеты подкачка кислорода будет продолжаться, мы будем наслаждаться вот этим зрелищем. Так-то сама ракета вообще серого цвета, но сейчас она белая.

Между заправкой и стартом испаряется до сотни тонн жидкого кислорода. Кабели и каналы отключают в последний момент. То же самое касается так называемого термостатирования. Ступени ракеты с топливом охлаждают. А вот корабль, наоборот, греют, чтобы температура внутри поддерживалась на уровне комнатной.

В целом, что касается подготовки пуска, занято порядка тысячи человек. И у всех есть свои номера. К примеру, 10-й отвечает за работоспособность стартового оборудования. Ну а 1-й — за все. Его рабочее место на командном пункте. И все его называют «стреляющий», хотя фактически такой должности в штатном расписании Роскосмоса нет.

По традиции, сложившейся еще в советские годы, когда космодром был военным, того человека, который командует «пуск», его называли «стреляющим». Потому что раньше была команда «развернуть ракету в азимут стрельбы», а теперь, в гражданское время, говорят «развернуть ракету в азимут пуска».

И вот на этом человеке колоссальная ответственность, с одной стороны, а, с другой, большая ответственность на автоматике. Потому что нет уже того самого ключа, когда мы говорим «ключ на старт», по сути, это все выполняет автоматика.

Всю циклограмму старта и последующего полета отрабатывает компьютер. И в то же время экипаж не просто наслаждается космическим путешествием. В обязанности Клима и Юлии входит, например, контроль сигнальных табло корабля. За 4,5 месяца подготовки они научились быть полноценными ассистентами командира в космосе.

«Там начнется реальный научный эксперимент. Мы ведь в целом от этих четырех месяцев подготовки ждем очень многого, ждем новой технологии подготовки человека, который, в принципе, не собирался лететь в космос, но так надо, оказалось, что именно он, только он может справиться с задачей. Если мы отработаем эту технологию сейчас и продемонстрируем ее миру, это означает, что мы будем готовы не только к тысяче нештатных ситуаций, но и к тысяче первой», — сказал Дмитрий Рогозин.

Однако для начала — кино. Съемки начались в тот момент, когда заработали двигатели первой ступени.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей