О бесценном вкладе водолазов в Великую Победу в их профессиональный праздник
Провести трубопровод и кабель по дну Ладожского озера, снабдить блокадный Ленинград топливом и электричеством, спасти затонувшую провизию, ведь в городе страшный голод, приблизить разгром врага — все это подвиг наших подводников. Бесценный вклад в общую Великую Победу.
Об уникальных операциях водолазов в их профессиональный праздник репортаж Любови Филипповой.
«Вот мы знаем о летчиках, о танкистах, о снайперах, а о водолазах практически ничего не знаем», — говорит экскурсовод Кронштадтского морского музея Владимир Шатров.
Они поднимали со дна Ладоги машины, затонувшие на «дороге жизни», строили пирсы, спасали провизию и боеприпасы, уходившие под воду вместе с подбитыми баржами, — все это, рискуя жизнью. И именно водолазы в тяжелом 1942 году обеспечили блокадный Ленинград связью, топливом и электричеством. Три уникальные подводные операции — наше наследие и наша гордость.
Ноябрь 1941 года. В блокадном Ленинграде, где нет ни еды, ни медикаментов, началась еще и острая нехватка топлива. Не ходит транспорт, даже пожарные расчеты передвигаются пешком. В Ленинград из Москвы командирована Нина Соколова — главный инженер 27-го отряда ЭПРОНа — экспедиции подводных работ особого назначения.
«Во время одного из таких отлетов в Москву она летела вместе с Иваном Зубковым, который руководил оборонными мероприятиями в городе Ленинграде. Она говорит, почему никому не пришло в голову проложить газопровод по дну Ладожского озера», — рассказывает Марина Лабецкая, дочь Нины Соколовой.
Нина Васильевна тут же составила рапорт о том, как должны проходить работы — одновременно с двух берегов озера после схода льда. Каждый шаг был просчитан. Ни страха, ни сомнений в успехе. В архиве Военно-морского флота сохранилось личное дело Соколовой.
«Когда строили бензопровод, она спускалась с водолазами, дабы контролировать эти работы», — говорит главный археограф архива Военно-Морского флота Светлана Власюк.
16-килограммовые грузы на груди и на спине, массивные ботинки со свинцовой подошвой, очень тяжелый шлем. Общая масса оборудования доходила до 80 килограммов. В таком виде водолаз должен был спускаться на дно Ладоги. Воздух подавался сзади, крепился специальный шланг, который выходил на корабль. На корабле стояла подобного рода помпа. Требовалось двое крепких мужчин для того, чтобы помпу эту крутить и накачивать воздух, — занятие тоже очень тяжелое.
А ведь эпроновцы считались тогда гражданскими работниками и при нечеловеческим нагрузках получали такой же скудный паек, как остальные жители блокадного города.
На Ленинградской стороне у Осиновецкого маяка начались большие работы. Здесь, на берегу, трубы сваривали между собой в секции длиной до 200 метров и опускали на воду. К ним же прикрепляли бревна, которые служили буйками.
Длина трубопровода составила 35 километров, из которых 27 проходили по дну озера. На западном берегу — наливная эстакада и резервуарный парк. И вот уже восточный берег Ладоги. Здесь построили несколько насосных станций. И после испытаний в блокадный город стало поступать топливо, до 150 тонн в сутки.
«Здесь говорится о том, что под водой ваш прадед провел 625 суток», — рассказал начальник музейного отдела фондов Центрального Военно-морского музея Евгений Мульгин.
Высокий, широкоплечий, сильный — таким вспоминают родные Леонида Молчанова. Он тоже участвовал в тех ладожских операциях. Но фамилию его ленинградцы узнали еще раньше. Он прославился своей смекалкой, когда на озере затонули баржи с зерном и водолазам приходилось поднимать с глубины огромные мешки.
«Прадедушке пришла в голову мысль использовать насос, который не предусмотрен для этого. Появилось такое выражение: «молчановская каша»», — рассказала Светлана Фирсова, правнучка Леонида Молчанова .
Его тоже в блокаду проложили водолазы. Эту часть кабеля на память о подвиге предков Сергей сам поднял со дна озера. Он много лет исследует Ладогу и знает все обстоятельства тех сложнейших работ.
«Из Москвы был приказ прокладывать ночью скрытно. Водолазы находились под водой в момент разрыва снаряда или бомбы. Некоторые гибли, а некоторые, получив легкую контузию, поспав часик-другой, надевали костюмы и опускались дальше на дно», рассказал аквалангист, директор военно-исторического центра «Дорога жизни» Сергей Марков.
Сделали все для того, чтобы в городе появилось электричество. А вместе с этим к ленинградцам пришла и надежда. На спасение, на жизнь, на Победу.