Комментарий политолога Дмитрия Саймса о реакции Запада на проведение ядерных учений России
В продолжение темы учений России и Белоруссии, на которых будут отрабатывать вопросы применения нестратегического ядерного оружия, комментарий ведущего программы «Большая игра» на Первом канале, политолога Дмитрия Саймса:
«Объявление в Москве, что по решению президента Путина будут проводиться учения с применением не стратегического ядерного оружия, вызвало на Западе смешанную реакцию. С одной стороны, говорят: а зачем это России надо? Мы на Западе ничего плохого не делаем, никого не атакуем, войны против России не ведем, так зачем нужны подобного рода учения с ядерным оружием?
А с другой стороны, говорят нечто прямо противоположное. Для своего собственного населения говорят, что не надо нервничать, все равно ядерной войны не будет, все равно нам не достанется, мы не видим свидетельств, что Россия реально готовится к использованию ядерного оружия, поэтому вот приняли они такое решение в Москве, ну и пускай приняли, нам это никак не грозит.
Ну, эта реакция вполне понятная, потому что они не хотят признать, что действия НАТО на протяжении долгого времени реально угрожают России, что более того, НАТО ведет необъявленную войну против России, а с другой стороны, они хотят, чтобы граждане стран Запада не беспокоились, чтобы не подумали, что что-то может помешать их нормальной жизни,
Но вот происходит война на Украине, сражаются российские войска с украинскими, а на Западе все будет тишь и благодать, хотя придется, конечно, много денег потратить. Но тут надо понимать, что подобного рода пропагандистские заявления не отражают реальности.
Во-первых, надо помнить, почему Россия решила пойти на подобного рода шаг? Не для того, чтобы побряцать оружием, а потому что на протяжении длительного времени Соединенные Штаты и их союзники по НАТО разрушали всю систему коллективной безопасности. Выходили из одного Договора по ограничению вооружений за другим, сначала из Договора о противоракетной обороне, потом из Договора о ракетах средней и меньшей дальности, потом стали игнорировать Договор о сокращении обычных вооружений в Европе.
И Россия, что называется, неоднократно предупреждала, неоднократно призывала к благоразумию, но я не могу сказать, что это был голос вопиющего в пустыне, потому что многие страны мирового большинства, включая, допустим, Китай и Индию, солидаризировались с призывами России, но что касается стран НАТО, они просто игнорировали, они говорили все время, что Россия должна жить по каким-то правилам, по каким-то понятиям, но когда речь шла о поведении самого НАТО, то никакие правила и никакие понятия не соблюдались.
Вот сейчас в Вашингтоне говорят, что даже сама мысль, что такое оружие может быть применено при каких-то обстоятельствах, что сама мысль является крайне опасной. Хочу напомнить, что идею о массовом применении нестратегического ядерного оружия, что эта мысль родилась не в Москве, а в Вашингтоне.
Хочу напомнить, что в 70-е годы была принята в Соединенных Штатах доктрина выборочных ядерных ударов и речь шла на самом деле не о том, чтобы безрассудно взрывать весь мир, а речь шла о том, что для того, чтобы иметь эффективное сдерживание, нужно иметь систему уровнем ниже стратегических, которые можно применить в случае крайней необходимости. И тогда у Советского Союза было преимущество в обычных неядерных вооружениях, и эта доктрина казалась странам НАТО абсолютно разумной и естественной.
Но сейчас, когда речь идет о том, что Россия хотела бы если хотите, выровнять правила игры, и иметь соответствующие возможности, то это вызывает нечто похожее на истерику. И я могу сказать, почему у них такая нервозная реакция. У них такая нервозная реакция, потому что они боятся, что если граждане их стран подумают, что агрессия НАТО на Украине может привести к какому-то глобальному столкновению, то они скажут: а зачем мы лезем на Украину? Зачем мы ставим себя под угрозу? Они скажут: а зачем вообще мы сделали Украину фокусом нашей внешней политики? И вот такой подход, естественно, коллективный Запад не устраивает.
Президент Линкольн говорил, что «обманывать всех все время невозможно, можно обманывать всех некоторое время и можно обманывать кого-то все время, а вот так чтобы обманывать всех все время, это нереально», и вот коллективный Запад, прежде всего администрация Байдена, хотят обмануть всех и самих себя, и своих союзников, что они не ведут какую-то чрезвычайно опасную игру.
И поэтому, когда Россия идет на совершенно разумные военные приготовления не в плане разжигания войны, а в плане, наоборот, укрепления мира, в плане более эффективного сдерживания, и об этом очень четко говорит президент Путин, это в Вашингтоне, в администрации Байдена по понятным причинам слышать не хотят.
Кто что не хочет слышать, это, конечно, зависит от них, ну а вот как Россия будет себя вести, эти решения будут приниматься в Москве. И я думаю, должно быть всем понятно, что на данном этапе российское руководство будет принимать все меры, которые необходимы для обеспечения безопасности России, нравится это кому-то в Вашингтоне или не нравится».