Саперы зачищают Артемовск от мин, которые взрываются от приближения к ним
Прогноз — сильные снегопады в районе Артемовска в ДНР. За метеосводкой следят саперы. Для них это значит особый подход к работе. Когда не получается «читать тропу» — выражение из профессионального сленга. Но процесс усложняет не только погода. Противник использует кассетные боеприпасы и мины, которые срабатывают даже если к ним не прикасаешься.
- «Работа у нас — сложная. Но ничего, мы же сюда пришли, чтобы защищать Родину свою».
Это взрывы накладных зарядов. Группу саперов смутил мусор возле сгоревшего танка.
- «Исчезло. Испепелилось. Низверглось до атомов!»
Рутинная часть работы наших инженеров в Артемовске. Раз за разом приходится разминировать одни и те же дороги, тропы. Враг продолжает обстреливать обезлюдевший город артиллерией.
- «Лежит неразорвавшийся снаряд. «Град». Двигатель целый. Начальная часть разбилась при ударе о землю, но не сдетонировала».
Еще можно нарваться на кассетные боеприпасы, которыми украинских боевиков активно снабжает Запад. Они не заметны под снегом, а сдетонировать могут от малейшей вибрации.
- «Сейчас они стали стрелять с замедлением. Потому что раньше они взрывались над головой. А сейчас они падают на землю и не разрываются. Ударяются обо что-то мягкое — сейчас это снег. Из 50 или 70 штук разорвется 20».
Сугробы аккуратно разгребают руками. Щуп здесь ни к чему. Главное — навыки и, конечно же, бесценный опыт.
- «Мы за долгий период нахождения здесь очень хорошо изучили местность. Поэтому мы приходим и просто снимаем. Бог бережет, мы работаем».
Из защиты бронежилет и каска. Никаких громоздких противоосколочных костюмов. Недалеко от линии фронта нужно быть готовым в любой момент бежать быстро. Мороз и солнце, день, на самом деле, ужасный для прогулок по Артемовску, не говоря уже о разминировании. Нужно смотреть под ноги. Над головой чистое небо. А значит, могут летать не только наши, но и вражеские «птички».
- «Вчера я увидел, как над головой зависает. Я начинаю убегать, и он метров пять от меня кидает. — ВОГ? — Да, ВОГ!»
В городе, где есть укрытия, еще можно ходить группами. На передовой, где у саперов еще больше работы, как правило, передвигаются парами. Расчищают пути к позициям врага.
- «Получается, что на переднюю линию первые приходим. Ни пехота, ни танки без нас не начинают работу».
На этих специалистов враг снарядов не жалеет. Как в этом случае, с нашей машиной разминирования. Боевики открыли по ней огонь из артиллерии. Главное, здесь говорят, даже в самых сложных ситуациях, всегда сохранять ясную голову. И никогда не пренебрегать советами товарищей. Цена ошибки сапера слишком велика.
- «Конечно, боишься ошибиться. Больше даже боишься за товарищей. Самое важное, когда докладываешь о выполнении задачи, что это правда на 100%».
В инженерных подразделениях, к сожалению, потери случаются. Но даже после тяжелых ранений многие возвращаются обратно в зону СВО. Как и командир взвода с позывным «Бобер». Почти год провел в госпитале. И снова сюда.
Объяснил свое решение супруге так: «Я ей сказал, что я выбрал эту профессию. Надо так надо. Поплакала, сумку собрала, поцеловала. Детей обнял и поехал».