Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
22 января 2024, 18:11

Выжившие в авиакатастрофе в Афганистане доставлены в Кабул и получают первую помощь

Смотреть сюжет

Сегодня официально подтверждено: двое погибших в крушении частного самолета в Афганистане — это семейная пара из Волгодонска. Ради них и был организован санитарный рейс. Тяжело заболевшую женщину эвакуировали из Таиланда в Россию. Маршрут был с двумя дозаправками. Первая, в Индии, прошла штатно. До второй в Ташкенте борт не долетел: сменил курс и вошел в воздушное пространство Афганистана, где изначально не должен был оказаться. Обстоятельства катастрофы теперь, вероятно, прояснят пилоты. Они, а также двое врачей, выжили и сейчас находятся в Кабуле.

Кадры, распространяемые афганскими СМИ. Пилотам и медикам с разбившегося «Фалькона» самим требуется медицинская помощь. Правда, как говорит афганская сторона, не слишком серьезная — их жизни вне опасности. Спасенных доставили в районный центр Кофаб, а оттуда — в Кабул, в военный госпиталь.

Истории с падением самолета в безлюдных заснеженных горах редко заканчиваются хэппи-эндом. Афганская провинция Бадахшан — тот самый характерный восточный выступ на карте Афганистана — конечно, не самое сердце Памира, но близко к тому. Кадры с места крушения маленького «Фалькона-10» наглядно демонстрируют, с какими трудностями столкнулись спасатели и как действительно чудом выжили пилоты и медики.

Они вывозили из Таиланда в Россию тяжело заболевшую на отдыхе жительницу Волгодонска. Женщина была подключена к аппарату ИВЛ, в полете ее сопровождал муж. Супруги погибли. Трое выживших обязаны спасением четвертому.

По данным афганских СМИ, медик Игорь Сывороткин, самый молодой на борту, сумел добраться до ближайшего села, и жестами объяснить, что случилось.

Впрочем, на этом позитив заканчивается и начинаются вопросы. Их у специалистов пока больше, чем ответов. Как вышло, что у «Фалькона» отказали сразу оба двигателя? Так бывает при серьезном и весьма маловероятном отказе электроники. Либо когда кончается топливо. Но ведь самолет, летевший из Таиланда, совершал дозаправку в индийской Гае. Не могли же там без ведома пилотов залить неполные баки. Или могли?

Дальше «Фалькон» должен был заправляться уже в Узбекистане и лететь в подмосковный Жуковский, заход в воздушное пространство Афганистана не планировался, но вот почему-то зашли.

Олег Смирнов: «Перед каждым вылетом, и это очень строгое правило и внутри страны у нас, и за рубежом, особенно когда ты летишь за рубеж, составляется флайт-план. Тип самолета, куда летит, на какой высоте, на какой скорости, воздушные пространства каких стран будут пересекать. И это является правом, юридическим правом пролетать территории. В противном случае его просто могут сбить. Это грубейшее нарушение со стороны экипажа и организаторов, которые, не имея плана лететь через Афганистан, через это пространство пролетели. Другое дело, если это произошло вынуждено. Но тогда экипаж обязан был сообщить об этом афганским диспетчерам».

Почему не сообщили? Говорили ли вообще с диспетчерами? Что за неполадки заставили изменить курс? Пока можно только гадать. И нарушение флайт-плана не единственная претензия. Есть вопросы юридического характера. Разбившийся самолет был, как известно, частным.

По предварительным данным, эксплуатировавшая его компания не имела нужных бумаг, дающих право на коммерческие перевозки людей.

Есть вопросы к квалификации пилотов. У командира — менее 2,5 тысяч часов налета, у второго пилота — втрое меньше. Документы о завершении подготовки на «Фалькон-10» они получили меньше года назад.

Олег Смирнов: «Это абсолютно маленький налет для командира корабля, где исчисляется, как правило, десятками тысяч часов. А у второго пилота вообще — 800 часов налет. И сомнительное заведение они закончили учебное. Не училище летное классическое, а некие курсы, где им выдали свидетельство частного пилота, что тоже не дает ему право заниматься коммерческими перевозками».

То есть пока все выглядит так, что пассажиров перевозили пилоты, не имевшие права на коммерческие перевозки пассажиров, из компании, не имевшей права на коммерческие перевозки. Каким образом затянулся этот гордиев узел, и что на самом деле произошло с «Фальконом» — и в полете, и перед ним — теперь разбирается Следственный комитет. Показания уцелевших пилотов помогут заполнить белые пятна в этой истории.

Читайте также: