Как идет реставрация памятников и как появление «Пушкинской карты» повлияло на работу учреждений, министр культуры рассказала президенту
Сохранение и приумножение богатства российской культуры во всем его многообразии — эту тему сегодня Владимир Путин обсудил с министром Ольгой Любимовой. Точнее, тем великое множество, все важные. В российских городах и селах создают модельные библиотеки — это больше, чем место, где можно просто взять книгу. «Пушкинская карта» — уже признанный пропуск в музеи, театры, а еще она будет развиваться. А что же большая культура? И тут есть чем гордиться.
Еще перед встречей на столе перед президентом уже были разложены иллюстрации, подготовленные министром культуры. С первого же взгляда стало ясно, с чего начнет разговор Ольга Любимова.
— В.Путин: Начнем с реставрации памятников культуры?
— О.Любимова: Да. Это одно из серьезнейших наших направлений и тяжелейших, потому что многие годы действительно в кризисном состоянии была отрасль. У нас не хватает реставраторов музыкальных инструментов, а при этом у нас уникальные музыкальные инструменты ‒ Гварнери, Амати и Страдивари. На них играют совершенно фантастические исполнители. Мы заново начинаем на базе Гнесинского училища готовить этих мастеров. И конечно, музейные предметы. Большая радость, что в Государственном историческом музее просто кипит работа.
Вовсю реставрируется памятник деревянного зодчества — знаменитые Кижи, возрождается ленинградская школа реставрации, славящаяся на весь мир еще в советские времена. Опыт, накопленный в те годы, игнорировать нельзя. Именно поэтому, по словам Ольги Любимовой, многое оттуда.
— О.Любимова: Была такая в Советском Союзе традиция – общий советский гастрольный план. Мы на базе Росконцерта его возродили. Потому что прекрасно понятно, что большинство коллективов гастролируют – Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Крым, особенно в летнее время.
Теперь же, благодаря гастрольному плану, даже в пандемию, при 50-процентной рассадке зрителей в залах, по всей стране были организованы гастроли почти трехсот театров и известнейших в стране национальных коллективов. Один только хор имени Пятницкого побывал в прошлом году в 26 городах, причем во многих из них его гастролей не было со времен перестройки.
— О.Любимова: Конечно, это большая карта – 85 регионов, 32 национальных коллектива. На фотографиях показано, как ансамбль из Дагестана «Лезгинка» выступает в Челябинске.
— В.Путин: В Челябинске.
— О.Любимова: Или хор Пятницкого – в Благовещенске.
Подобное расширение культурного пространства страны, направлено, конечно же, большей частью на молодежь.
— О.Любимова: Нам совершенно точно понятно, что ребята, которые живут в самых разных регионах, в муниципалитетах, они должны видеть разного уровня коллективы, которые должны доезжать до них.
А для того, чтобы молодежь могла посещать театры и музеи бесплатно, с 1 сентября прошлого года в стране заработала «Пушкинская карта». Выделяемые государством деньги на нее школьники и студенты могут потратить только на культурные мероприятия.
— В.Путин: «Пушкинская карта». Работает? В основном в своих регионах посещают учреждения культуры или передвигаются люди?
— О.Любимова: На каникулах получается. У нас первый билет, я докладывала, девочка у нас из Сибири купила билет в Театр сатиры в Москве.
Обладателями «Пушкинской карты» уже стали почти четыре миллиона молодых людей. В ее афише 39 тысяч самых разных мероприятий: от спектаклей в Мариинке или Большом театре до экскурсионных программ в крупнейших музеях, таких как Исторический или Эрмитаж.
Все это происходит в рамках нацпроекта «Культура», по которому особое внимание уделяется библиотекам нового типа. Их еще называют модельными. В стране таких уже больше шестисот. Там бумажные книги соседствуют с виртуальными, а читальный зал, скорее, похож на набор кружков по интересам, в которые можно записаться тут же.
Улучшилось в регионах и ситуация с музыкальными школами, куда за прошлый год были поставлены почти 40 тысяч новых музыкальных инструментов.
— О.Любимова: Мы понимаем, что педагоги, которые трудились годами в детских школах искусств, где ничего не менялось, и вдруг там праздник.
— В.Путин: Я видел, как люди к этому относятся.
Вполне вероятно, что совсем скоро кто-то из юных воспитанников этих школ станет участником нового конкурса, который впервые пройдет в России, — Международного конкурса пианистов, дирижеров и композиторов имени Сергея Рахманинова.
— О.Любимова: Это напоминает летние и зимние олимпиады, у нас с 1958 года раз в четыре года проходит конкурс Чайковского. Ощущение, что редко – раз в четыре года, сейчас шаг получается раз в два года.
— В.Путин: Свыше 500 участников, да?
— О.Любимова: Да. И заявки. Поскольку конкурс Чайковского очень ценится в мире. Возникновение конкурса Рахманинова дает старт, возможность проявить себя не раз в четыре года, а чаще.
Рассказала министр культуры и ситуации на российских киностудиях. В частности, об испытывающей в недавнем прошлом финансовые сложности «Ленфильме».
— В.Путин: Работает?
— О.Любимова: Все работает, все кипит. Та же история происходит и на киностудии Горького и Свердловской киностудии, где уральское кино мы возрождаем. Студия Горького тоже получила поддержку, у нас четыре новых проекта.
Один из них — выставка исторического костюма в кино, организованная ведущим Первого канала, историком моды Александром Васильевым. А также школа, где кино учатся снимать дети.