Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
25 декабря 2021, 21:08

Ровно 75 лет назад в Москве был запущен первый в Европе ядерный реактор Ф-1

Смотреть сюжет

Лидирующие позиции у России и в области атомной энергетики. И все это благодаря событию, которое произошло ровно 75 лет назад: в Москве запустили первый в Европе ядерный реактор — легендарный Ф-1. Его создавали для военных целей, но в результате помогли развитию мирного атома. Сейчас в Арктике работают уже шесть атомных ледоколов, еще несколько — строят. 11 российских АЭС дают пятую часть всей производимой у нас электрической энергии.

Эти часы ученые группы Курчатова или, как ее называли, «лаборатории № 2» остановили ровно в 18 часов 25 декабря 1946 года. Тогда здесь на пульте управления под радостные крики, вовсю звучал этот звук. Это счетчик уровня радиации в реакторе. Так страна взяла под контроль необузданную силу атома.

Нужно было спешить. Американская ядерная бомбардировка Японии не оставила сомнений, США обязательно используют атомную мощь как инструмент давления или как оружие в противостоянии с СССР. Наши ученые этого не допустили.

«Казалось бы, малозаметное событие, но которое перевернуло мир. Мы с вами должны понимать, что мы с вами живы и одно из немногих суверенных государств, именно потому что 25 декабря 1946 года вот здесь, на территории Курчатовского института, был пущен этот реактор», — говорит президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук.

К концу 1946 года на окраине Москвы было возведено здание, где в специальной шахте находился тот самый знаменитый реактор Ф-1 — родоначальник отечественных ядерных технологий.

Сотрудница Курчатовского института ведет нас к нему по узкому спуску со свинцовыми стенами. Реактор состоит из графитовых кирпичей, в которых ближе к центру устроены каналы для урановых стержней. В центре активной зоны стержни кадмиевые. Под контролем оператора они движутся вверх и вниз, запуская и останавливая ядерную реакцию.

«Основная его задача — это доказать теорию на практике о том, что самоподдерживающаяся цепная реакция деления ядер урана возможна. Ну и так же на этом реакторе были наработаны индикаторные количества плутония», — поясняет заместитель руководителя истории Курчатовского института Татьяна Питерская.

Позже оружейного плутония в СССР оказалось достаточно, чтобы успешно испытать собственную атомную бомбу, а еще позже, достичь ядерного паритета с США. Страна начала развивать мирный атом. В 1954 году первая в мире атомная электростанция, в 1959 году первый в мире атомный ледокол, позже первый ускоритель термоядерного синтеза — Токамак. А продолжатели дела Курчатова работают сегодня над источниками энергии, которые обычному человеку и представить сложно.

«А вы представьте себе — есть материал, называется термоэлектрики. Эти материалы поглощают тепло и превращают его в электричество; вот представьте себе, что мы научимся делать, и ничему крутиться не надо, у нас стоять будут батареи. Вот у нас есть такие прототипы, мы с их помощью будем осваивать Арктику», — рассказывает Михаил Ковальчук.

С главой института журналисты говорили в одной из лабораторий построенных вокруг синхротрона. Он позволяет заглянуть внутрь любого вещества и увидеть его с точностью до атома. В итоге создавать новые наноструктуры, например, для электронных проводов, передающих энергию без потерь, нанотранзисторов для электроники, биоразлагаемых полимеров для медицины. Например, эти штифты для сращивания костей просто растворяются, выполнив свою задачу. Напыляемое нетканое волокно для лечения ожогов, на очереди искусственная кожа для трансплантаций. По словам Ковальчука прежде для простоты ученые разделили познание на дисциплины. И это было не совсем верно. Исследования идут на стыке наук. Взять те же компьютеры.

«Мы понимали, что надо скопировать мозг. Но в то время средства наши исследовательские не позволяли изучить биологические молекулы, из которых состоит живое. Теперь мы понимаем, как мозг устроен. Есть прототип компьютера. Совсем другой, который не будет потреблять энергию и будет аналогичен тому работать, как работает мозг», — рассказывает Михаил Ковальчук.

Мыслить на столетия вперед — этот принцип Курчатова реализуется в институте и сегодня. К 75-летию отечественного прорыва в ядерных технологиях посвящена выставка «Ф-1 — Феноменально первый. Атомный проект, который изменил мир». Открыта она для всех в павильоне ВДНХ «Рабочий и колхозница».

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей