Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
19 декабря 2021, 21:22

МИД России опубликовал проекты юридических соглашений с США и НАТО о гарантиях безопасности

Смотреть сюжет

На неделе те самые красные линии, о которых в последнее время много говорилось, обрели форму. Контуры границ, пересечение которых представляет угрозу для нас, очертил МИД России. В пятницу, 17 декабря, были опубликованы проекты соглашений с США и НАТО, и они уже переданы американской стороне.

О том, что России нужны именно юридические гарантии безопасности, не раз говорил Владимир Путин. Верить устным обещаниям выходит себе дороже, поскольку Запад свое слово не держит.

Черные буквы на белой бумаге. Это и есть красные линии в международной политике. Перечень тех действий, которые однозначно будут восприниматься как угроза нашей национальной безопасности. После переговоров президентов Путина и Байдена российский МИД подготовил проекты двух документов: договора между Россией и США и соглашения между Россией и НАТО.

«Для нас принципиально важно, чтобы гарантии российской безопасности были положены «на бумагу» и имели правовой, то есть максимально обязывающий с правовой точки зрения характер. Другого варианта нет, поскольку характерной чертой отношений между Россией и коллективным Западом является полное отсутствие доверия», — сообщил заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков.

Запад сам научил нас не верить на слово. Госсекретарь США Бейкер в 1990 году уверял президента СССР Горбачева, что НАТО не двинется на восток. Ему вторил и глава МИД Германии.

«Мы сошлись во мнении, что зона обороны НАТО не будет расширяться на восток. Это касается, кстати, не только ГДР, которую мы не намерены поглощать, расширения не будет вообще», — заявлял министр иностранных дел ФРГ в 1982-1992 гг. Ганс-Дитрих Геншер.

Вот так выглядела восточная граница НАТО в 1991 году. В 1999 году альянс расширился, в 2004 году вплотную приблизился к России. И даже подписанный в 1997 году Основополагающий акт Россия — НАТО, который предусматривал отказ от любых враждебных действий, не остановил эту беззастенчивую экспансию. В Брюсселе, не стесняясь, говорили: «Да, наши войска подбираются к вам, но ничего страшного». Да и были ли вообще какие-то обещания?!

К. Симмонс: Где написано, где было закреплено это обещание?

В. Путин: Вы молодец! Правильно, обманули дурачка на четыре кулачка, у нас так в народе говорят. Надо все закреплять на бумаге.

В проекте нынешнего соглашения с НАТО требование исключить дальнейшее расширение альянса — первое.

«Возврата к прошлому нет и быть не может. Я бы сказал, что это пересмотр той экспансии против интересов России, который коллективный Запад осуществлял во враждебных для России целях последние годы. Мы не говорим о том, чтобы вернуть все в какое-то положение, существовавшее, условно говоря, когда-то во второй половине или в конце XX века. Мы даем только одну контрольную дату — это 1997 год», — говорит Сергей Рябков.

В документе также содержится требование не размещать дополнительные силы и оружие в тех странах, которые вошли в НАТО после мая 1997 года.

«Вернуться вот ту точку, конечно же, логично, потому что с тех пор натовцы в нарушение Основополагающего акта ввели огромное количество критической инфраструктуры, в том числе системы противоракетной обороны на территорию восточно-европейских стран-членов НАТО. То есть на самом деле что предлагает Россия в данном пункте — это выполнить Основополагающий акт Россия — НАТО», — поясняет политолог Вячеслав Никонов.

Требование не расширять НАТО, а значит, не включать туда Украину, есть в проектах обоих документов:

«Участники, являющиеся государствами-членами Организации Североатлантического договора, принимают обязательства, исключающие дальнейшее расширение НАТО, в том числе присоединение Украины, а также других государств, отказываются от ведения любой военной деятельности на территории Украины, а также других государств Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии».

Так же проговаривается, что США не будут создавать военные базы на территории стран бывшего СССР, не входящих в НАТО, не будут использовать их инфраструктуру для ведения любой военной деятельности. Аналогичное требование и к НАТО. Для России это вопрос первостепенной важности, всегда подчеркивал Владимир Путин.

«Если на территории Украины возникнут комплексы какие-то ударные, подлетное время до Москвы будет семь — десять, а в случае размещения гиперзвукового оружия — пять минут», — сказал глава государства.

В 2008 году на саммите в Бухаресте альянс письменно задекларировал, что примет в свои ряды Грузию и Украину. В том числе и это повлияло потом на решение России признать итоги Крымского референдума.

«Если мы ничего не сделаем, то втащат в НАТО Украину и скажут: «Вас это не касается», и натовские корабли окажутся в городе русской военно-морской славы — в Севастополе. Это реально выдавливание России из этого очень важного для нас региона мира, за который сколько косточек русских положено в течение всех предыдущих веков. Это серьезная вещь», -отметил Владимир Путин.

Москва ожидает, что Вашингтон откажется от размещения вооруженных сил там, где это будет восприниматься как угроза национальной безопасности. Боевые корабли и тяжелые бомбардировщики не должны быть там, откуда они могут поразить территорию России. Накануне переговоров президентов Путина и Байдена флот и особенно авиация демонстративно активизировались.

«На расстоянии 20 километров от нашей государственной границы летают стратегические бомбардировщики, а они, как известно, несут очень серьезное оружие», — сообщил президент.

Москва и Вашингтон, говорится в проекте российского МИД, не должны рассматривать друг друга в качестве противников, необходимо придерживаться принципа невмешательства во внутренние дела друг друга и взаимно отказаться от применения силы и даже угрозы ее применения:

«Стороны обязуются не развертывать ракеты средней и меньшей дальности наземного базирования вне национальной территории, а также в тех районах своей национальной территории, из которых такие вооружения способны поражать цели на национальной территории другой Стороны».

Этот пункт напоминает о возврате к прежней системе взаимного сдерживания, Договору о ракетах средней и меньшей дальности, из которого США вышли в одностороннем порядке два года назад. Кроме того, Россия настаивает, что оружие, уже развернутое вне национальных границ, нужно вернуть домой.

«От прошлого надо нашим коллегам с той стороны отрешиться, взглянуть на все по-новому и начать, если хотите, писать наши отношения с чистого листа, используя даже не в качестве отправной точки, а в качестве платформы и базы. Основы будущих договоренностей то, что нами положено на бумагу», — говорит Сергей Рябков.

В проекте российско-американского договора — восемь статей, в проекте соглашения Москвы и НАТО чуть больше — девять.

«Комплексный подход, равная, неделимая безопасность для всех, и возврат на те исходные позиции, на которые мы все рассчитывали, выходя из «холодной войны». Нам навязали новую «холодную войну», и в результате мы имеем сейчас абсолютно кризисную ситуацию в сфере безопасности. Реализация этих договоров, конечно же, позволит решить все эти задачи в комплексе», — рассуждает зам. председателя Совета Федерации РФ Константин Косачев.

Проекты документов, подготовленные российским МИД, это масштабный план по выходу из кризиса глобальной безопасности. Вот только готовы ли оппоненты Москвы расстаться с удобной для себя парадигмой «Россия — враг»?

«Это было бы реальной гарантией безопасности, но договор в таком виде подписан не будет. Байден сейчас и так в очень сложной ситуации, его рейтинги колеблются между 36% и 38%, и любая попытка сейчас подписать непопулярный договор приведет к дальнейшему потери политического капитала, к обвинениям в слабости по отношению к России», — анализирует профессор политологии Университета штата Теннеси Андрей Коробков.

Многие наблюдатели полагают, что США и сами не сделают шаг навстречу России, и Европе не дадут.

«Представьте себе Европу с ее промышленным потенциалом и капиталами, объединенную с Россией с ее недрами и интеллектуальными ресурсами. Это была бы сверхдержава, которая автоматически отодвинула бы США на второй план. И, конечно, они не могут этого допустить», — говорит журналист, писатель (Швейцария) Ги Меттан.

Еще до публикации проектов документов МИД отправил их в Вашингтон и столицы стран НАТО. Несколько дней в ответ была тишина. Первым ее нарушил генсек НАТО Столтенберг. В интервью французской газете Journal du Dimanche он сказал, что предложения Москвы не будут приняты.

«Мы никогда не пойдем на уступки в вопросах безопасности своих союзников или права каждого народа, включая Украину, решать свою судьбу. Украина является суверенным государством и, соответственно, имеет право защищать себя. Идея новой конференции, где мы будем обсуждать зоны влияния, в которых великие державы смогут контролировать то, что могут и не могут делать их соседи, отбросит нас назад, а это совсем не то направление», — заявил Йенс Столтенберг.

Удивительна логика господина Столтенберга: план, в котором каждый пункт говорит о том, что надо уважать, а не угрожать, оказывается, провоцирует новую напряженность. Но Западу придется осознать, что если он не даст гарантий безопасности, то и сам таких гарантий не получит.

И в продолжение темы гарантий безопасности и красных линий. Несложно было заметить, что стройный западный хор, певший о предстоящей агрессии против Украины, которую якобы готовит Россия, как-то резко стих. Произошло это сразу после переговоров Владимира Путина с Джо Байденом. И объяснение этому находится легко. Президенту США сейчас пытаются приклеить имидж некоего спасителя мира. А все потому, что дома у него — в самой Америке — дела, мягко говоря, не очень.

Читайте также: