Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
17 декабря 2021, 21:27

Премьер Михаил Мишустин провел заседание совета по развитию отечественной кинематографии

Смотреть сюжет

Государство и киноиндустрия. Зрителю нужно дать больше качественного отечественного продукта. Да, есть ленты из мирового проката. Как о них говорят — касса. Но российский кинематограф принял вызов. Уже каждый третий фильм на большом экране нашего производства. И такой бурно растущий интерес будет поддержан. Совет по развитию отечественного кино прошел с участием премьера Михаила Мишустина. 

На первый взгляд при всех тяготах пандемии грех жаловаться — российские фильмы который год в лидерах отечественного проката. Наше кино скупают глобальные онлайн-кинотеатры и включают в смотры крупнейшие международные фестивали. Кстати, в этом году рекорд — в фестивальных программах 23 российских фильма, награды у 12.

«У нашего российского кино сегодня достаточно сильные позиции, в том числе благодаря постоянной поддержке государства, о необходимости которой недавно говорил Президент России. Доля отечественных картин в прокате выросла с 14 до 30% в текущем году. Сделано это за десять лет», — привел данные премьер Михаил Мишустин.

Ключевой инструмент господдержки — Фонд кино. Однако все 10 лет бурного роста отечественной киноиндустрии бюджет фонда не менялся. В пандемию это стало критично. В 2020-м доходы от проката отечественных лент упали на 60%, а цены на кинопроизводство взлетели — с начала 2021 года уже на 35%. В результате ежегодного бюджета Фонда кино в три миллиарда рублей на финансирование всех новых отечественные блокбастеров уже недостаточно.

«Фонд кино в 2010 году запускал в год 50 новых проектов, в 2021 году мы запустили только семь», — сообщил исполнительный директор Фонда кино Федор Соснов.

На этом фоне неслыханных масштабов достигло производство проходных сериалов по заказу бурно растущих онлайн-кинотеатров. Результат — сниженные требования к сценарию, режиссуре, разнообразию операторской работы и актерской игре.

«И еще, пожалуй, самое важное. Только художественные произведения формируют модели человеческого поведения. В радикально меняющемся мире, увы, литература потеряла свои лидерские позиции, и поэтому рассказать подросткам, сидящим в темном зале, как вести себя, чтобы остаться хорошими парнями, что делать нужно, а чего категорически нельзя, может только большой зрительский кинематограф. Люди думают, что они пришли развлечься и хорошо провести время, а они получают концентрацию поведенческого опыта и систему ценностей. Так происходит везде, где государство занимается своим кинематографом. Потому что там, где оно им не занимается, им занимается другое государство. Я уверен, мы этого не допустим», — сказал генеральный директор Первого канала Константин Эрнст.

Обращение кинематографистов услышано. Премьер согласовал с президентом дополнительное финансирование отечественного кино.

«Мы выделим 5,5 млрд рублей, из них 4 млрд получит Фонд кино», — сообщил глава правительства.

И еще полтора миллиарда рублей получит Минкульт на поддержку авторского кино.

«Я уверен, есть кино, которое не принесет никаких дивидендов и доходов, но так может влиять на людей, что мы все от души его поддержим», — сказал Михаил Мишустин.

Кроме того со следующего года школьники и студенты смогут потратить на просмотр в кино российских фильмов две тысячи рублей с так называемой «Пушкинской карты». В сумме в 2022-м национальная киноиндустрия поборется за сумму приблизительно в 17 миллиардов рублей.

«Сейчас самое главное, чтобы, когда мы получили эти средства, у нас было достаточное количество качественных сценариев, иначе деньги могут и остаться на следующий год, потому что поддерживать новые, наспех созданные продукты, конечно, никто не будет», — говорит министр культуры Ольга Любимова.

В таком случае, о чем должно быть кино, чтобы претендовать на государственную поддержку?

«Кино, которое создается на государственные средства, на мой взгляд, должно абсолютно точно быть ответственным. И нам очень важно, чтобы в эти непростые времена российское кино объединяло общество на основе в том числе традиционных для нас ценностей. И делать это надо мастерски. Эта история, которая связана с любовью к Родине, к семье, справедливостью, сохранением исторической правды, или, как выразился президент, «на основе здорового консерватизма», должна присутствовать в тех самых ориентирах, которые мы будем ожидать от государственных вложений», — сказал Михаил Мишустин.

В качестве примера — новая картина Алексея Германа-младшего снятая при поддержке Первого канала. «Воздух» — пронзительная история женской эскадрильи на фронтах Великой Отечественной.

«Мы делали кастинг по стране, то есть мы искали артистов молодых в огромном количестве регионов. У нас главные роли в том числе играют люди, которые вообще никогда не снимались в кино. Мы пытаемся создать историю про подлинные лица, подлинные эмоции, и так, чтобы это постоянно эмоциональный ответ вызывало», — сказал режиссер.

Но тут немаловажный вопрос: где отечественное кино будут смотреть? Из-за антиковидных ограничений в 2021 году падение доходов проката российского кино продолжается, по сравнению с 2019-м — минус 40%. При этом в Думе обсуждается федеральный закон о QR-кодах в общественных местах. Введут ли их по всей стране в кинотеатрах?

«На сегодняшний день, безотносительно к законопроекту, который вчера обсуждался, это компетенция регионов», — подчеркнула вице-премьер Татьяна Голикова.

А это значит, что если цифры заболеваемости не будут расти, живой просмотр российского кино дополнительно ограничиваться не будет.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей