Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
8 декабря 2021, 18:29

30 лет назад распался Советский Союз и появилось Содружество независимых государств

Смотреть сюжет

О дате изменившей страну и, по сути, весь мир. 30 лет назад распался Советский Союз. На момент подписания Беловежских соглашений уже было ясно: 15 советских республик не могут и не будут существовать в едином пространстве. Но очевидной стала и необходимость сохранить то общее, что оставалось — дружбу, взаимопонимание. Так появилось Содружество Независимых Государств, коротко СНГ, которое послужило новым фундаментом хороших отношений.

За неделю до подписания Беловежских соглашений в Москве ввели спецталоны на покупку дешевого хлеба, в одни руки не больше двух буханок — одну черного и одну белого. В других советских городах нечто подобное — продукты по талонам в соответствии с пропиской — началось еще раньше.

На этом фоне вопрос ведущего главного выпуска телевизионных новостей выглядел чем-то отвлеченным, риторическим, почти шекспировским: «Наверное, большая часть сограждан пребывает в недоумении, в каком государстве мы сегодня живем?»

Еще утром 8 декабря мало кто предполагал, что три человека ответ найдут в охотничьей резиденции «Вискули» в Беловежской пуще. Пока дожидались Бориса Ельцина, украинский лидер Леонид Кравчук добыл кабанчика.

В рукописном виде документы, которые собирались подписывать по итогам встречи руководители России, Украины и Белоруссии, и за документы принять было бы сложно. Все-таки упраздняли одну из двух мировых сверхдержав, на месте которой появлялось новое образование. Пишущую машинку смогли добыть в соседнем сельсовете, иначе кто еще знает, как повернулись бы события. Фрагменты хроники, первые эмоции «подписантов».

После церемонии подписания — объявление: «Мы подписали соглашение о том, что мы учреждаем содружество трех независимых государств: России, Украины и Белоруссии».

О произошедшем сообщили по телефону, в параллельном режиме: Шушкевич — президенту СССР, а Ельцин — президенту США.

«Все, что говорилось, я слышал, я стоял рядом. И первое, что он сказал, что «Советского Союза больше нет. И мы подписали Договор». На что Буш ответил: «Я не знаю, что вы там подписали. Но у кого ядерная кнопка?» Ну, Борис Николаевич, не задумываясь, ответил: «У меня», — рассказал в 1991 году премьер-министр Белоруссии Вячеслав Кебич.

Это была неправда. Борису Ельцину еще нужно было ехать в Москву и пытаться ядерную кнопку заполучить. Кравчук и Шушкевич отказались ехать из опасений, что их могут арестовать по обвинению в госизмене. Реакция президента СССР оказалась другой, что нетрудно было предположить. После провала ГКЧП силовых рычагов у Горбачева практически не оставалось. До декабря 1991 года он пытался действовать методом убеждения, уговаривая руководителей советских республик подписать новый Союзный договор, по сути, о создании Конфедерации.

18 октября 1991 года — торжественная церемония подписания Договора об экономическом сообществе. Григорий Явлинский по просьбе Горбачева руководил разработкой его положений. Общее экономическое пространство сохранялось у восьми республик, три прибалтийские намеревались быть наблюдателями. Интеграция напоминала бы ту, что сейчас есть у Евросоюза, при значительной политической самостоятельности.

«Там был банковский союз, то есть единая валюта, рубль был бы единой валютой, общее таможенное пространство, свободная торговля, базовые фундаментальные вещи для законодательства. Это был бы крупный шаг к сохранению экономического единства страны; огромный был бы рынок. И это было бы очень выгодно и это продвигало бы нашу страну вперед», — рассказал Григорий Явлинский.

С созданием Содружества Договор об общем экономическом пространстве переставал действовать уже в 1992 году. Вот как вспоминает Явлинский об одном из разговоров с Ельциным в тот момент:

«Мы обсуждали, что он собирается делать, я ему говорил, что это авантюра, а он мне со своей стороны говорил, что мы не можем ждать и пойдем одни; вот, собственно, и все. Мы ждать никого не будем, мы пойдем одни, Россия не может ждать, говорил Борис Николаевич».

Публично же звучали заявления о том, что новое объединение республик можно считать Союзным государством, хотя бы и конфедеративным. Ноябрь, пресс-конференция в Ново-Огарево, высказываются руководители республик.

Помимо официальных переговоров велись и подковерные. Геннадий Бурбулис, в то время правая рука Бориса Ельцина, объясняет: лидеры трех славянских республик параллельно договаривались между собой о том, как избавиться от федерального центра вообще и от Горбачева в частности.

«Мы обеспечили распад советской тоталитарной империи мирным образом. На самом деле сумели беловежскими консенсусом предотвратить возможность гражданской войны за кровавый передел советского наследства, между нами к тому времени существовали прямые договоры Россия — Украина, Россия — Белоруссия и Белоруссия — Украина, и это была хорошая такая предпосылка, такая грунтовка хорошая» — отмечает в 1991 году Госсекретарь Российской Федерации Геннадий Бурбулис.

«Грунтовка», сработавшая в «Вискулях», привела к тому, что тогда СНГ и стало механизмом контролируемого «развода» республик. А само предложение выпить в новогоднюю ночь «за Содружество» аплодисментами встретил только Ельцин.

Создатели Содружества старались сохранять лицо, но периодически срывались на такие вот откровения: «Оказывается, разрушать какие-то структуры значительно легче, чем создавать достойные структуры, мы сегодня в этом убедились».

В нулевые в Содружестве началась интеграционных процессы, которые происходят на разных уровнях. В оборонной политике, например, ОДКБ; в экономике — Евразийский экономический союз. Сейчас СНГ уже стало площадкой, на которой вполне реально создать пространство с экономическими возможностями, сравнимыми с возможностями крупнейших мировых игроков.

«Те страны, которые остаются за интеграционными блоками, а за границами интеграционных блоков, они рано или поздно станут, встают перед выбором — присоединиться куда-то, к какому-то из них, либо остаться на обочине международных отношений, потому что сейчас конкурируют, по сути, объединения», — отмечает директор Центра изучения перспектив интеграции Сергей Рекеда.

Глобальная конкуренция подталкивает страны СНГ к тому, чтобы сформировать самодостаточный геоэкономический полюс. Это вполне можно считать главным результатом последних десятилетий из 30 лет существования Содружества.

Читайте также: