Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
6 декабря 2021, 18:17

Росавиация и Следственный комитет изучают обстоятельства инцидента с самолетом S7

Смотреть сюжет

Росавиация и Следственный комитет изучают обстоятельства воздушного инцидента, который едва не обернулся катастрофой. Самолет компании S7 на прошлой неделе совершил экстренную посадку из-за обледенения, хотя исключить такую опасность должна была предполетная подготовка. Если ее нет или она сделана неправильно, корка льда может буквально сковать самолет. Датчики выходят из строя, лишая экипаж возможности контролировать скорость, крен, высоту. Замерзают закрылки и элероны — борт быстро теряет управляемость. Так и случилось с рейсом Магадан — Новосибирск. Экипажу неимоверными усилиями удалось спасти машину и людей. 

Волонтеры из Магадана, прилетевшие в столицу на форум добровольцев, не могут прийти в себя — слезы катятся сами. По дороге они едва не стали жертвами авиакатастрофы — глядя в иллюминатор, готовились умирать.

Во время снегопада самолет компании S7 вылетает из магаданского аэропорта в Новосибирск. Начинается сильная тряска.

«Буквально через две минуты после взлета, я так понял, заледенели все приборы, которые измеряют скорость, высоту и все остальное. Отказало все, и понеслась чехарда», — рассказывает командир воздушного судна Михаил Кулагин.

На высоте 4 000 метров начинаются перепады скорости. Самолет кидает по сторонам — кренится под большими углами то влево, то вправо. Из-за чего за несколько минут лайнер проваливается в воздухе почти на три километра. На борту более 200 человек терпят перегрузки.

«Мы чувствуем, что самолет падает вниз. Просто сразу невесомость такая, никак при турбулентности. Вело в разные стороны нас, и вперед и назад. И ты уже понимаешь, что ты на ремне и уже ремень тебя держит», — рассказывает Полина Рыбалкина.

Автопилот отключился — пилоты пытаются в ручном режиме вернуть самолет обратно в Магадан, но тщетно. До земли остается всего один километр — пищат аварийные сигналы.

Авиаэксперты потом подсчитают: еще четыре секунды такой болтанки — и трагедии не избежать. Но пилотам вовремя удается выровнять лайнер. Теперь куда лететь? Пока самолет наматывал в небе круги — вот трек на сайте Flightradar, — в Магадане разыгралась метель, а топлива до Новосибирска уже не хватало. Решают дотянуть до Иркутска — в салоне до последнего тревожная тишина.

Помогло чудо или отточенные навыки членов экипажа — в авиакомпании отметили, пилоты тренируются выводить самолет из подобных ситуаций. Другое дело, что они не должны происходить в принципе, если выполнены все предполетные процедуры. Формально лайнер проходил так называемую «обливку».

Из сообщения авиакомпании: «S7 Airlines не исключает вероятности, что противообледенительная обработка воздушного судна в аэропорту вылета была проведена с нарушениями. Таким образом, обледенение могло образоваться не только в воздухе, но и еще до взлета — на земле. Совокупность этих факторов привела к потере некоторых сигналов и попаданию воздушного судна в сложное пространственное положение. Важно отметить, что управление воздушным судном при этом потеряно не было».

Пилотам давно известно, как руководство некоторых аэропортов пытается опасно экономить на обработке лайнеров.

«Известны случаи, когда владельцы компании говорят: ребята, вы особо не обливайте самолет, иначе уволим вас», — рассказывает заслуженный пилот СССР, председатель комиссии общественного совета по гражданской авиации Ространснадзора Олег Смирнов.

Порой пытаются смухлевать и с составом противообледенительной жидкости.

«Разводят водой не в той консистенции, как это положено. Потому что она очень дорогая. Примерно шесть тысяч долларов стоит одна обливка самолета. 10 обработок в день — 60 000 долларов. Обработали водой и получили просто… Ну это простая арифметика», — говорит заслуженный пилот России Юрий Сытник.

Арифметику и химию в работе наземных служб магаданского аэропорта уже изучают следователи, сотрудники транспортной прокуратуры и Росавиации— для экспертизы со всех ангаров свозят противообледенительное средство.

Исследуют остатки жидкости и на летном поле. Как сообщил источник газете «Коммерсантъ», выяснилось, что вместо необходимого антифриза на основе пропиленгликоля там якобы применяли дешевую автомобильную «незамерзайку». Руководство аэропорта давать комментарии отказалось.

Все факты еще предстоит проверить следователям. Возбуждено уголовное дело. За оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, закон карает штрафом или двумя годами тюрьмы. 

На время разбирательства от полетов отстранены и члены экипажа. По их словам, они не то что состав жидкости не могут проверить, из кабины едва видно, как обрабатывают фюзеляж.

«Все происходит на доверии к обслуживающей компании, которая это делает. Акт о том, чем они нас обливали, мы подписали еще перед тем, как обработка произошла», — отмечает командир воздушного судна Михаил Кулагин.

А пассажиры благодарят пилотов за второе рождение в небе над Колымой.

«Если бы не они, нас бы здесь сейчас не было и действительно 200 почти семей не дождались своих родных», — говорит Екатерина Маринкина.

На этой большой стене на форуме волонтеров благодарят людей со всей страны за добрые дела. Искреннее «спасибо» и тем, кто в свой обычный рабочий день совершил подвиг. 

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей