Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
5 декабря 2021, 10:10

130 лет исполнилось со дня рождения знаменитого русского авангардиста Александра Родченко

Смотреть сюжет

Его называют гениальным мультимедиа-художником, талант которого не ограничивался лишь одним жанром. Фотография, живопись, дизайн мебели, печатный шрифт – свои идеи он воплощал с помощью абсолютно разных инструментов. 

Даже если кто-то не знает Александра Родченко, то, наверняка, видел одну из его фоторабот. Например, эту, Лиля Брик, которая разошлась в сотнях и тысячах рекламных плакатах и иллюстраций.

Рекламщики всего мира до сих пор используют его образы, настолько они цепляют и врезаются в память. Родченко — первый фотограф, который почти сто лет назад посмотрел на привычные предметы с необычного ракурса. 

Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея: «Людям всегда проще, что мы уже знаем и гораздо сложнее посмотреть на ситуацию любую, вот нашей личной жизни, решение проблемы, которая перед тобой стоит, бытовая или рабочая. Посмотреть с другой точки зрения, оказывается, очень сложно. Когда мы видим другую точку зрения, принимаем, мы находим это творческое решение».

Геометрические линии, укрупненные планы, в двадцатые годы прошлого века он снимал советские города так, как будто это Нью-Йорк сороковых. Он видит то, что не видят другие, словно у фотоаппарата Родченко особый фильтр.

В объектив Родченко редко попадают памятники архитектуры, он снимает обычную жизнь, как будто бы знал, что через десятки лет нам будет интересно рассматривать трамваи, людей и вывески.

Таланты Родченко очень пригодились, когда пришло время ломать старый мир. Советская власть заговорила языком авангарда: понятным, ярким и хлестким.

Дмитрий Озерков, куратор выставки фотографий А. Родченко: «Родченко был одним из людей, которые перепридумывали мир. 20-е годы – это было невероятное время, когда пришла новая власть, пришли новые ценности, новый мир пришел. И нужно было придумать ему визуальный код. Этот русский авангард, возникающий из порыва, это оказалось лучшим из того, что было тогда придумано».

Родченко придумал новый дизайн мебели, его кабинет выставлялся в Париже в павильоне архитектора-конструктивиста Мельникова. Вот стулья, полки и шахматный столик с замысловатыми фигурками.

Александр Лаврентьев, проректор по научной работе Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова, внук Александра Родченко: «Вспомним с вами шахматный клуб в фильме "12 стульев". То есть шахматы – вещь такая как бы из новой культуры, которую в массы предлагали».

Родченко вместе с женой, художником и модельером Варварой Степановой создает новую пролетарскую одежду, с Маяковским делает рекламу, помните: «Нигде кроме, как в Моссельпроме!». Панно для этого здания нарисовал Родченко. Он же придумал известный на весь мир шрифт, который носит его имя.

Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея: «Человек, который определил визуальный мир, в котором мы живем, не только в нашей стране, но и во всем мире. Александр Родченко был по истине мультимедиа-художник, он пользовался всеми медиа, он был гениальный живописец».

Но к 33-му году авангард в СССР вышел из официальной моды, Родченко стали обвинять в формализме. Его последняя крупная работа — съемки строительства Беломор-канала. Родченко исключают из всех творческих союзов, и он остается без работы.

Сегодня картины и фотографии Родченко стоят миллионы, его имя, как и весь русский авангард, знают везде. Одна из его фотографий даже стала основой кино, любовная драма, героиня которой в финале оказывается внутри знаменитого снимка. Фильм так и называется «Лестница Родченко».

У каждого времени свой художественный язык, возможно, кто-то из студентов Московской школы фотографии имени Родченко придумает новый узнаваемый стиль. Ну а приемы, вошедшие в практику в 20-е годы, давно стали массовыми, вспомните имя Александра Родченко, когда специально завалите горизонт, делая эффектный снимок для социальных сетей.

Читайте также: