Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
30 ноября 2021, 21:39

К 80-летию контрнаступления Красной армии под Москвой на большой экран выходит фильм «Летчик»

Смотреть сюжет

Военная драма, в основе которой сразу несколько реальных историй наших асов. Одна из них описана в «Повести о настоящем человеке». Герой Советского Союза Алексей Маресьев. Был сбит над вражеской территорией, ранен, добрался до своих, лишился ног, но вернулся в строй.

И стал бить врага на истребителе Ла-5. Тоже подвиг. Стоит лишь взглянуть в его кабину. Приборы, система управления: рычаг, а ниже в глубине — педали. Для маневров. Превозмогая боль, Маресьев давил на них своими тяжелыми протезами. И так он подбил еще несколько гитлеровских самолетов.

В фильме «Летчик» главный герой — собирательный образ. А еще эта картина крайне реалистична, потому что полеты там настоящие. Ведь спецэффектом не передашь всю мощь и живучесть Ил-2 — легендарного штурмовика той войны. В кино мы увидим его, настоящего, восстановленного.

Декабрь 1941 года. Фашисты рвутся к Москве. Летчик Николай Комлев получает приказ уничтожить танковую колону. Задание выполнено, но самолет подбит зенитками. И вот уже два «Мессершмитта» на хвосте. Силы не равны: истребители против штурмовика. Николай сажает машину на поле.

Кстати, во время съемок этого, и без того опасного эпизода, вздрогнула вся режиссерская группа: дерево должно было выдержать удар, а оно упало на кабину с артистами.

Летчик выжил в воздушном бою. Казалось бы, все позади. Но он в тылу врага, до своих много километров через лес, где на каждом шагу смертельная опасность, а по следу идут фашисты.

«Герой воюет, есть две картины воздушных боев, все остальное время он воюет с природой, он воюет сам с собой. Природа — это голая смерть, это просто абсолют», — отмечает актер Петр Федоров.

Николай изо всех сил старается выжить. И не только потому что любит жизнь. А потому что просто любит.

«У меня образ собирательный — образ женщин войны, которые верили, надеялись, ждали и любили. Их вера и надежда были настолько сильны, что возвращали своих героев с войны», — говорит актриса Анна Пескова.

В фильме минимум спецэффектов. Все по-настоящему. И когда Петр Федоров в кадре синеет от холода, это не грим.

«Когда ты касаешься темы Великой Отечественной войны, ты должен быть максимально правдив. Поэтому и отсутствие грима, живые самолеты, живые танки, огонь, и Федоров действительно ест промерзшую рыбу, выковырянную изо льда», — рассказывает режиссер Ренат Давлетьяров.

«Ну, съел, а что делать. Мерзко довольно-таки, сырая рыба. Попробуйте», — делится актер.

И самолет в фильме настоящий, времен Великой Отечественной, а не нарисованный на компьютере. Потому сценарий воздушных боев режиссер прорабатывал особенно тщательно.

«Мы сидели два месяца, у нас были самолетики игрушечные, танки стояли игрушечные, мы сидели в кабинете у меня и летали», — рассказывает Ренат Давлетьяров.

Снимали с вертолета, и в этом сложность. У вертолета максимальная скорость 230 километров в час, а у Ил-2 минимальная — 190. Очень узкий диапазон, в котором они могут летать вместе. За штурвалом Ил сидел опытный летчик-испытатель, но даже ему было нелегко.

«Некоторые сцены приходилось снимать на высоте буквально два — три метра. Соответственно, полет на маленькой скорости и на небольшой высоте, конечно, вдвойне опасен в случае какого-то сваливания», — поясняет летчик-испытатель Владимир Барсук.

Судьба самого самолета во многом перекликается с сюжетом фильма. В ноябре 1943 года его в Мурманской области сбили фашисты. За штурвалом Валентин Скопинцев. Он посадил Ил-2 на лед озера. Несколько километров старший лейтенант нес раненого стрелка до своих. Донес. Спустя десятилетия сын летчика, Олег, организовал экспедицию и в 2012 году нашел на дне самолет отца.

«Когда машина была поднята на поверхность, первым, кто трогал ручку после рук отца, был сын летчика, а после него — внук летчика. Оба держались за ручку пилота, и это был трогательный, очень эмоциональный момент», — вспоминает президент фонда «Крылатая память Победы» Борис Осятинский.

В корпусе более полусотни пулевых отверстий. Реставрировали Ил пять лет. И поставили его на крыло. 67% деталей — оригинальные. Уникальный случай в истории мировой авиации.

Самолет выглядит как новый, и даже не верится, что ему 80 лет, из которых примерно 70 он провел под водой. Но если присмотреться, то можно увидеть отверстие — след от попадания 20-миллиметровой фашистской зенитки. Реставраторы специально его оставили в память о боевом пути штурмовика.

Николай Комлев — собирательный образ героя. Конечно же, первым в этой связи вспоминается подвиг Алексея Маресьева. Но во время Великой Отечественной было девять советских летчиков, которых сбили; они ценой невероятных усилий смогли прорваться к своим, лишились ног, но вернулись в небо. Про них рассказано в финальных титрах фильма.

Читайте также: