Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
23 ноября 2021, 18:41

Художники из более чем 30 стран принимают участие в выставке в Новой Третьяковке

Смотреть сюжет

Там стираются границы между реальным и виртуальным, настоящими и ложными ценностями, между гендерами. Чтобы передать уникальный замысел каждой экспозиции, в ход идет все — бетонные глыбы, мебель, гвозди. Простые предметы открывают глубокий смысл.

Уютная кровать с белыми простынями, но над ней нависли огромные камни. Каркас пока их удерживает. Но одна глыба уже упала рядом с изголовьем. Это — метафора Европы: структура вроде бы стабильна, но надолго ли, задается вопросом скульптор из Германии.

А по соседству коврик с надписью «Добро пожаловать» на английском. Вот только сделан он из острых иголок. Не очень-то гостеприимно. И это арт-высказывание британской художницы тоже про Европу.

Открывшаяся в Новой Третьяковке выставка современного европейского искусства под названием «Многообразие, единство» как отражение и осмысление проблем, которые сейчас терзают Старый свет. 90 художников из 34 стран представили в Москве свои работы.

«Это огромный, масштабнейший проект, мне трудно сравнить его с чем-то, что делалось в предшествующие годы. Искусство, показывая всю сложность и трагизм времени, всегда обозначает возможность катарсиса, очищения, выхода, надежды и света в конце тоннеля», — отмечает рассказывает директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Бывают моменты, когда земля уходит из-под ног. Особенно во время крупных геополитических сдвигов. Немка Хенрике Науманн знает это ощущение. Чтобы передать его зрителям, вся мебель в ее комнате — на стене. Мир перевернулся.

«В 1989 году социалистическая Восточная Германия перестала существовать, социализм вдруг стал капитализмом, вот и комната завалилась. Все вроде бы прежнее, но система координат совершенно другая. Мне очень интересна реакция российской публики, ведь вы тоже пережили такое, когда распался СССР», — поясняет художница.

Новые реалии, по мнению француза Анри Сала, требуют глубинного переосмысления основ. Даже Микеланджело вряд ли будет прежним. Проект поднимает темы, которые именно сегодня крайне актуальны: демократия и ее разрушение, непонимание настоящего и страх будущего, солидарность и разобщение. И то, во что под давлением современного мира превращается человек.

На этой выставке можно проникнуться не только духом современного искусства, но и самому стать арт-объектом. Вот, например, таким: я превратился в часть инсталляции, которая называется «кожа». Мы живем в мире потребления, и одежда играет такую важную роль, что превратилась во вторую кожу.

Нейросети опутывают пространство, перенасыщенные информационные потоки похожи на завалы, в которых невозможно разобраться. Но даже стройность конструкции не гарантирует ее прочности. И это — отсылка к Brexit, работа из Великобритании. Куски бетона соединены арматурой. Но это только видимость — все парит в воздухе и может обвалиться в любой момент.

«Выставка показывает не только картины и графику, традиционные виды искусства, скульптуры, здесь есть и очень сложные медиаработы, работы постинтернета, коллажи, будет перформанс, световые инсталляции», — рассказывает куратор выставки от Государственной Третьяковской галереи Сергей Фофанов.

Проект международный. Выставка по очереди проходит в Москве, Берлине и Париже. Выбор столиц неслучаен. Организаторы говорят, что это три главных города, которые сегодня определяют судьбу Европы.

Читайте также: