Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
21 ноября 2021, 21:58

Польша выставила жестокий заслон беженцам с Ближнего Востока, которые пытались попасть в ЕС

Смотреть сюжет

На белорусско-польской границе на этой неделе было очень жарко, несмотря на почти зимнюю погоду. Там гремели взрывы, были слышны выстрелы, работали водометы, выли сирены и барражировала авиация.

Тысячи беженцев с Ближнего Востока — пытались попасть на территорию Евросоюза, а пограничники со всей жестокостью все эти попытки пресекали. Как установили белорусские эксперты, поливали мигрантов на холоде — не просто водой, а раствором пестицидов и другой химией.

Пострадавшие, а их больше сотни, жаловались на проблемы со зрением, у кого-то раны и ожоги. Есть информация о гибели годовалого ребенка. Александр Лукашенко сравнил польских пограничников с фашистами.

Президент России был более сдержан в оценках, но действия силовиков раскритиковал:

«Первое, что приходит в голову. Ну, детей жалко просто. Маленькие дети там. Нет, поливают туда водой, слезоточивым газом, гранаты бросают туда, ночью вдоль границы вертолеты летают, сирены включают. Я очень хорошо помню 2014 год, когда польское руководство, пытаясь остановить применение органами правопорядка на Украине — президентом был тогда Янукович — говорило о невозможности применения таких средств к гражданскому населению. А сами что делают?»

Горячей точкой на границе стал вот переход Брузги — Кузница. В общей сложности к началу недели там собрались около трех тысяч выходцев с Ближнего Востока. Часть из них уже решили возвращаться домой вывозными рейсами из Минска, остальные пока размещены в теплом логистическом центре, где им предоставлено питание и медикаменты.

Евросоюз обвиняет Минск в организации миграционного кризиса, забывая, что Белоруссия — лишь маленькая часть одного из множества маршрутов для людей, ищущих лучшей жизни и бегущих из разоренных войнами регионов. На Западе нет ни у кого желания вспоминать, с чего все много лет назад началось, и какое они сами в этом принимали участие.

Как и нет желания у европейских СМИ сравнивать происходящее на польской границе с тем, что творится на южных рубежах. Взять, к примеру, итальянскую Лампедузу. Остров переполнен беженцами, там их задерживают сотнями ежедневно. Больше 60 тысяч мигрантов проникли в Европу через Италию только за месяц, это официальные данные. А под Гродно, как мы помним, примерно раз в 20 меньше.

Но те, что в Белоруссии, просто не ту дорогу выбрали, шли бы они через демократическую Италию, или Францию, например, были бы несчастные беженцы. А раз с востока двигаются — то супостаты, которых можно газом травить. Так, что ли, получается?

На улице около нуля. Потоки ледяной воды обрушиваются на окоченевших от холода людей. Водометы бьют без разбора. С головы до ног окатывают и женщин, и детей. Так в Польше встречают тех, кто пришел за помощью.

Вот так выглядит территория непосредственно перед КПП, где еще утром здесь находились люди и стояли палатки. Сейчас и она превратилась в арену противостояния. Польские силовики буквально поливают беженцев водой.

Но весь масштаб цинизма — в составе жидкости. Против людей использовали яд, которым травят вредных насекомых. Клопов, клещей, тараканов. Дельтаметрин. Сильнейший яд воздействует на нервную систему, вызывает у человека сильное жжение, кашель и может привести к частичной потере зрения, когда все начинает плыть перед глазами.

Мужчина без сознания, у него сильнейше отравление. Начались. судороги. Медики практически вытащили его с того света. В воде нашли остатки 37 вредных веществ, в их числе производные бензола и толуола, а также экстракт красного перца. Мигранты, попавшие под такую химическую атаку, бросались к бочкам с водой, чтобы промыть глаза.

Светошумовые гранаты, разрывы которых сливались в одну сплошную канонаду, содержали слезоточивый газ. Ветер разносил его на десятки метров вокруг, так что в зоне поражения оказался весь стихийный лагерь.

Ни один беженец границу не пересекал. Польские водометы били по мигрантам на территории Белоруссии, что в Погранкомитете республики расценили, как попытку прямой агрессии. А Следственный комитет возбудил уголовное дело.

«По ст.128 УК — преступление против безопасности человечества. Массовые акты жестокости, совершаемые в связи с расовой и этнической принадлежностью», — сообщил официальный представитель Следственного комитета Белоруссии Сергей Кабакович.

Поляки у себя насчитали 12 пострадавших силовиков. В Следственном комитете Белоруссии заявляют о 109 потерпевших со стороны беженцев. Из них 22 женщины и 15 детей. В их числе и несколько журналистов. Люди до сих пор обращаются за помощью. Ожоги, поражения глаз и легких. В день, когда произошли столкновения, в ООН заявили, что не располагают данными о применении водометов. Хотя картинка с границы крутилась на всех ведущих мировых каналах.

Западные журналисты без ограничений работали на белорусской границе, в то время как под предлогом режима ЧП поляки отказывают СМИ в аккредитации. В личных беседах коллеги рассказывают, что корреспондентов, которые пытались попасть в запретную зону со стороны Польши, задерживают и стирают снятый материал.

И это происходит в одной из стран Евросоюза, где любят говорить о свободе слова. А Белоруссия, где, по словам европейских политиков, якобы царит диктатура, наоборот, журналистам дает работать. Даже если они пытаются сделать виноватыми либо самих беженцев, как корреспондент CNN Мэтью Ченс: «Они кидаются камнями и польская сторона отвечает им водометами».

Либо Белоруссию. У собкора ВВС Стива Розенберга слова поразительно не стыкуются с реальностью, которая происходит прямо за его спиной. Польские водометы бьют отравой по беженцам, но британец призывает своих зрителей не верить глазам своим: «Это Белоруссия пытается представить Европу безразличной и жестокой, даже бесчеловечной».

Сейчас беженцев на границе уже не осталось. Белорусские власти переселили их в более комфортные условия, но этого в эфире западных телеканалов зрители, скорее всего, уже не увидят. Западные репортеры уехали.

Сейчас более двух тысяч беженцев находятся в транспортном логистическом центре белорусской таможни — это большой склад в 1,5 километрах от границы. Тесновато, конечно, некоторые разместились на втором и третьем ярусах. Но есть крыша над головой. Температура здесь около 15 градусов. В то время как на улице около нуля, дождь и сильный ветер.

Местные жители собирают для беженцев одежду. Мальчишки уже раздобыли где-то футбольный мяч. Белорусский Красный крест привозит гуманитарную помощь. В продуктовых наборах молоко, печенье, хлеб. Раз в день — каша с тушенкой. Дымится полевая кухня.

- Хорошо, сейчас все хорошо. Вода, еда есть. Не холодно. Но я хочу в Европу, я не хочу возвращаться в Ирак.

- Спасибо Белоруссии. Белоруссия помогла нам. Мы провели много времени в лесу. Здесь гораздо лучше. Мы никогда не вернемся в Ирак. Если я буду жить в Ираке, меня убьют.

Почему же в Ираке стало так страшно жить, что его граждане рвутся в Европу, рискуя всем? Этим вопросом ни по ту сторону кордона, ни за океаном — в Соединенных Штатах — предпочитают не задаваться. Словно не их бомбы почти два десятка лет назад оставили от суверенного государства Ирак руины, которые до сих полыхают войной и откуда по всему Ближнему Востоку расползлась террористическая опухоль.

Читайте также: