Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
19 ноября 2021, 09:13

100 лет исполняется со дня рождения драматурга и сценариста Эмиля Брагинского

Смотреть сюжет

Благодаря Эмилю Брагинскому мы знаем и любим Юрия Деточкина, Женю Лукашина, стариков-разбойников и не только. Четверть века в соавторстве в Эльдаром Рязановым: творческий тандем, подаривший нам множество фильмов, которые хочется пересматривать снова и снова.

По-настоящему искушенный зритель, которому уже много лет приятно смотреть картину, заранее зная развязку, конечно, знает о ней и то, чего не мог увидеть по техническим, разумеется, причинам.

Кино-то не цветное. Но есть и те, для кого этот экранный черно-белый мир — отражение воспоминаний во всех возможных в реальности красках — вот как для сына сценариста Эмиля Брагинского Виктора, он видел ту самою «Волгу» такой же неброской, какой ее задумали авторы, и какой она теперь застыла в музее Мосфильма.

«Но это было очень давно. Соответственно, я был совсем юн, можно сказать, мальчишка. Отец взял меня на съемку, съемка происходила на Киевском шоссе и снимали знаменитую сцену, где Деточкин помогает инспектору, которого играл Жженов. Сцену я помню, довольно быстро кстати, ее сняли, по-моему один или два дубля», — рассказывает сын Эдуарда Брагинского, профессор кафедры рисунка и живописи художественного факультета ВГИК Виктор Брагинский.

Ну, и где, как ни на широком диване 21-й «Волги» разглядывать фотографии, листая жизнь человека, посвятившего себя комедийному жанру, но пережившего на своем пути столько трагедий. Буквально с самого детства — в 10 лет Брагинский потерял маму и жил у старшей сестры со всеми атрибутами коммуналок 30-х годов и вообще времени, когда взрослели очень быстро.

«Это он ведет экскурсию в Историческом музее. Это давало ему возможность заработать на жизнь. Ему здесь 12-11 лет. Он рассказывал, что он собирал, например, пустые пузырьки от лекарств, потому что тоже давало деньги. Время было непростое, сложное. И может быть, вот этот весь накопленный опыт его по жизни помог ему потом именно обратиться к образам такого, как он говорил, маленького человека», — рассказывает Виктор Брагинский.

Такие вот маленькие, на первый взгляд, люди и есть те самые любимые многими поколениями герои, от того же Юрия Деточкина до Жени Лукашина из новогодней комедии на все времена — через «Стариков-разбойников», «Зигзаг удачи», «Вокзал для двоих» или «Служебный роман», короче говоря, герои каждого фильма, где в титрах имя Эмиля Брагинского. И 25 лет без перерыва рядом с именем режиссера Эльдара Рязанова. Вместе они не написали ни одной истории с плохим концом. Хотя, страшно представить, но «Ирония судьбы» могла стать исключением.

"Такой вариант обсуждался. С грустным концом. Но потом мы оба поняли, что зритель нам этого никогда не простит. Вообще, зритель же если идет на комедию, он же идет отвлечься от всего того, что его окружает, какая бы ни была ситуация вокруг — хорошая, плохая, средняя. Все равно человеку хочется какого-то кинозабвения", — считал Эмиль Брагинский.

Этим кинозабвением Брагинский с Рязановым щедро одарили зрителей, работая друг у друга дома, строго по очереди и по раз и навсегда утвержденным правилам — с правом вето на любой сценарный поворот и диванным соглашением.

«Тот, кто занял диван, может не записывать, а тот, кто сидит за столом, должен работать и все мысли записывать», — рассказывает Виктор Брагинский.

До широкого круга зрителей все это доходило уже в состоянии смотрибельном, но откуда бралось? В смысле образов и характеров. В основном, из жизни. Говорят, «Гараж», например, вообще вполне реальная история. А бывало в жизни Брагинского, что сценарий рождался из одной фразы директрисы ЗАГСА на чьей-то свадьбе: «Ну, товарищи дорогие, сколько можно говорить — нас много, а ковер один. Сойдите с ковра!»

Фильм "Суета сует" — режиссерский дебют Аллы Суриковой — но еще и творческая измена сценариста Брагинского режиссеру Рязанову.

«Ну почему бы нет. Да, немножко сходил «налево» с девушкой, а девушка была я. И хотя Эльдару нравилась наша картина, но, конечно же, в глубине души он немножко ревновал. Но это не мешало нашей дружбе», — отмечает режиссер, народная артистка РФ Алла Сурикова.

Так же, как дружбе Брагинского с Рязановым не помешало в конце концов кинематографическое расставание, как говорил Эмиль Вениаминович, по идейным разногласиям.

Он и на сломе эпох, в 90-е, ни за что не хотел отказываться от хорошего финала, и даже в смутные для кино времена продолжал писать про любовь.

Читайте также: