Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
28 октября 2021, 21:29

Ценовой шторм в Европе стал одной из тем Евразийского экономического форума в Вероне

Смотреть сюжет

Газовый шок на энергетическом рынке Европы — одна из главных тем дискуссий в рамках 14-го Евразийского экономического форума. Он проходит в итальянской Вероне — городе, воспетом великим Шекспиром. В европейской энергетике в этом году все как в классической драме. Есть место предательству: Старый Свет ждал американского сжиженного газа, а его вместо этого продают в Азии. И есть место фатальным превратностям судьбы: даже ветер в этом году дул плохо и еле крутил ветряки европейской «зеленой энергетики».

Евразийский экономический форум традиционно принимает итальянская Верона — город шекспировских страстей, особенно в этот кризисный для энергетики год, выглядит все более символичным фоном дискуссии об энергопереходе.

Разжигаемая экоактивистами искусственная вражда возобновляемых источников с углеводородами грозит стать последней главой печальной повести ошибок человечества. И кого, как не столь представительное собрание глав крупнейших международных компаний и влиятельных мировых политиков, предупреждать о такой опасности?

«Именно климатическая повестка сейчас оказывает давление на мировой рынок нефти и газа. Риски, которые несет отказ от нефти, а также от низкоуглеродной газовой генерации и от использования угля, должны быть справедливо оценены. Вынужденное возвращение к углю для гарантированного обеспечения стабильности производства электроэнергии заставляет переосмыслить не только сроки, но и необходимость декларируемого полного отказа от традиционной генерации», — отметил главный исполнительный директор, председатель правления «НК «Роснефть» Игорь Сечин.

Выступление главы «Роснефти» Игоря Сечина быстро разошлось на цитаты информационных агентств — не так уж часто приходится слышать правду о том, что скрывается за понятием «зеленая энергетика». И какой вред экологии наносит производство тех же солнечных панелей или ветряных электростанций. Да, наверняка из европейских окон не открывается вид на свалку отработавших свое ветряков, но зато отсутствие ветра этим летом оказалось вполне ощутимым.

«Излишняя уверенность в надежности ветровой генерации стала одной из причин, которая привела к недостаточным запасам газа в хранилищах. И только с приближением зимы наши европейские партнеры всерьез начали задумываться о рисках, о реальной неготовности возобновляемой генерации при текущем уровне развития технологий обеспечить стабильные поставки энергии. Все это привело к рекордным ценам на газ, которые с начала этого года выросли в пять раз и теперь угрожают долгосрочному экономическому восстановлению Европы», — сказал глава «Роснефти».

Куда же делся спасительный американский газ? Он перетек на азиатские рынки, где цены еще выше. Ничего личного. А что сделали европейские поклонники спотовых контрактов, которые только играли на руку биржевым спекулянтам? Они искали виноватых. И нашли, конечно, в России. А это в прошлом дважды канцлер Германии Герхард Шредер считает еще одной большой ошибкой.

«Европа переживает энергетический кризис, для которого характерна нехватка сырья и высокие цены на энергоносители. Но многие политики, участники рынка и СМИ не понимают или не хотят понять причины этого кризиса. Им кажется достаточным обвинять Россию в этой ситуации. Тот факт, что Евросоюз полагался на спотовые рынки, не способствовал диверсификации поставок. Мы видим, что глобальное преобразование энергетической промышленности — это большой вызов. Нужно сосредоточить внимание на диалоге, на сотрудничестве в рамках этого процесса, потому что и страны-экспортеры, и страны-импортеры энергоносителей на самом деле зависят друг от друга», — подчеркнул председатель совета директоров ПАО «НК «Роснефть» Герхард Шредер.

Полагаться в этой ситуации лишь на декларации о намерениях сделать энергетику чистой невозможно. Вот и миллиардер Айван Глазенберг, многие годы стоявший у руля крупнейшего сырьевого трейдера — компании Glencore, выступает за взвешенный подход в диалоге о том, как будет выглядеть энергетическая картина мира. Вместо того, чтобы просто сказать: нам больше не нужны уголь, нефть и газ.

«Мы не можем позволить себе такие непродуманные решения, потому что мы не можем оставить мир без поставок энергоносителей даже на короткое время. Если мы продвигаем возобновляемые источники энергии, нам необходимо тщательно планировать, как и чем мы будем заменять одни источники на другие. Нулевые выбросы — это прекрасная цель. Но это только цель. Недостаточно просто установить цели, необходимо понимать, как мы будем их достигать», — сказал Айван Глазенберг.

Между тем уже сейчас нефтегазовая отрасль стоит перед лицом дефицита инвестиций, и все благодаря политическому тренду на «зеленый переход», который пока не подкреплен ничем, кроме лозунгов.

Да, снижать вредные выбросы возможно, и та же «Роснефть» этим активно занимается, но вот к чему призывают участники форума — так это к тому, чтобы перестать политизировать проблемы, которые влияют на всю планету.

Касается, кстати не только энергетики. И это прекрасно понимают те, кто умеет считать деньги. Глава совета директоров крупнейшего итальянского банка «Интеза», например.

«Необходимо устранить стены протекционизма, внедряя многостороннее управление, реформируя ВТО. Потому что неприемлемо, чтобы экономический рост и всеобщее благосостояние, здравоохранение становились заложниками геополитических интересов, что ведет к запрету вакцин от коронавируса, подтвердивших свою эффективность, таких как «Спутник V», даже в момент, когда в них есть крайняя надобность», — заявил Антонио Фаллико.

Вообще, неспособность мира объединиться или хотя бы отложить вражду даже перед лицом такой глобальной угрозы, как пандемия, буквально поражает своей беспечностью. Той, что еще почему-то могут позволить себе политики, но уж никак не те, на ком держится мировая экономика. Вот и задача участников форума найти решение глобальных проблем, исходя из здравого смысла, а не сиюминутных политических предпочтений.

Читайте также: