Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
27 октября 2021, 21:39

К 60-летию Игоря Бутмана Первый канал показывает фильм «Импровизация в поисках диалога»

Смотреть сюжет

Он говорит на языке джаза — да так, что весь мир понимает и слушает, не отрываясь. А еще играет в хоккей и импровизирует с клюшкой, словно в руках родной саксофон. Человек-джаз, человек-оркестр, человек-стиль. Игорь Бутман. Ему сегодня 60, и он слышит теплые слова и пожелания со всего мира.

И сразу все понятно, без лишних слов. Игорь Бутман любую мысль, эмоцию, переживание может выразить языком джаза. Дедушка играл на скрипке в оркестре Мариинского театра, бабушка пела в хоре, папа, хоть и работал инженером-строителем, но обожал пианино и барабаны. Неудивительно, что музыка для Игоря Бутмана с детства естественная среда обитания.

«Когда мне было два года, я до дыр заслушал одну пластинку, которую от меня даже прятали, а я ее находил, то есть музыка у меня была, наверное, в крови. Была такая песня «Марина-Марина-Марина», — вспоминает народный артист России.

Становиться саксофонистом он не собирался. Его привлекали тарелки, бочки, палочки. Игорь Бутман хотел быть барабанщиком. Но вмешалась судьба в виде приемной комиссии.

«Это кларнет, с этого все началось. Я приехал поступать в музыкальную школу на барабаны, а мне говорят: «Зачем вам барабаны? У вас есть слух, пальчики хорошие, давайте на кларнет», — рассказывает музыкант.

В музыкальном училище он увидел джазовых саксофонистов. Играли столь виртуозно, что Бутман решил: «Хочу так же». Так началось его успешное покорение музыкального Олимпа.

Бутман играл с мировыми джазовыми легендами. Вместе с созданным им оркестром много выступал в США, на родине джаза.

«Многие подходили к нам после концерта, мы подписывали пластинки, некоторые из них говорили: «Спасибо, вы нам представили джазовую музыку». Это в Америке в XXI веке мы, русский оркестр, представили и показали им джазовую музыку», — говорит Игорь Бутман.

Как настоящий джазовый музыкант, он всегда готов на любые эксперименты. Бутман приложил руку даже к «русскому року». Например, в песне «Троллейбус» Виктора Цоя звучит именно его саксофон.

Так же страстно, как музыку, Бутман любит хоккей. Он даже играл в юношеской сборной «СКА Ленинград». Он и сейчас встает на коньки три раза в неделю. Потому что, как говорит, и на льду, и на сцене надо импровизировать.

«В джазе самое главное — это импровизация. Она может быть большая, маленькая, длинная, короткая, но это эпизод, к которому музыкант готовится всю жизнь. Импровизация — не то что ты взял с потолка и что-то сыграл, ты к ней готовишься. Ты разучиваешь мелодические фразы, ритмические, ты готовишься гармонически. Ты все это проигрываешь в себе, а потом выдаешь», — поясняет он.

Он записал полтора десятка альбомов, организовал множество джазовых фестивалей, в том числе международных, открыл несколько джаз-клубов, благодаря ему в России теперь есть Академия джаза, а сама Россия появилась на джазовой карте мира. Игорь Бутман доволен результатом.

«Я говорил, что если я когда-нибудь сыграю с Чиком Кория, то моя жизнь удалась. Я с ним сыграл, и еще раз сыграл, и диск записал. Если я когда-нибудь сыграю с Херби Хэнкок, ну, это вообще полный комплект. С ним много раз играл. Мечта сбывается», — говорит музыкант.

К 60-летию Игоря Бутмана смотрите на Первом канале документальный фильм «Импровизация в поисках диалога». О музыке и о жизни в большом интервью большого мастера. Смотрите сегодня, после полуночи, на Первом.

Читайте также: