Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
24 октября 2021, 22:07

Россия закрыла представительство в НАТО и прекратила работу миссии альянса в Москве

Смотреть сюжет

Отношения России с НАТО на этой неделе существенно изменились. Теперь этих отношений практически нет. И такое случается впервые в истории. Впрочем, неожиданностью назвать произошедшее нельзя, к этому все шло, более того, сам альянс, своими действиями, как будто даже подталкивал к разрыву. Взять последнюю безосновательную высылку восьми наших дипломатов. В итоге в миссии при НАТО осталось всего 10 человек.

Ответ последовал быстро. Россия закрыла свое представительство, а заодно прекратила работу натовской военной миссии и информационного бюро в Москве. В альянсе вроде бы попытались говорить о готовности к диалогу с Россией, вот только эти заявления выглядели странно, особенно на фоне довольно резких антироссийских выпадов со стороны главы Пентагона, которые он сделал в Киеве.

Кстати, в самих Штатах поездка Ллойда Остина на Украину и в Грузию преподносится как турне по прифронтовым странам.

В. Зеленский, президент Украины: Рад вас видеть, как поживаете?

Этот подобострастный взгляд снизу вверх на большого господина говорит об отношениях США и Украины больше, чем все слова Зеленского. Казалось бы, Ллойд Остин не привез в Киев ничего нового. Военную помощь, теперь на 60 миллионов долларов, и традиционную печеньку в виде обещаний политической поддержки и натовских перспектив. Все это уже проходили; но есть одно «но»: шеф Пентагона не просто гипнотизирует Киев обещаниями; он делает резкий и недвусмысленный выпад в сторону России.

Ллойд ОСТИН, министр обороны США: Ни одна третья сторона не имеет права вето относительно решений о вступления в НАТО. Украина, как я уже говорил, имеет право принимать решения касательно своей дальнейшей внешней политики, и мы ожидаем, что она сможет сделать это без какого-либо внешнего вмешательства.

Вашингтон откровенно лезет в бутылку: на официальном сайте Пентагона поездку Остина называют не иначе как «турне по прифронтовым странам», то есть, по их мнению, война уже идет. А американский аналитический центр «Фонд Наследия» — он считается одной из влиятельнейших организаций, формирующих политическую повестку в США, — так напутствовал Остина перед отъездом:

«Черное море остается регионом, представляющим для США геополитический интерес. Следует использовать эту поездку для усиления военного присутствия Америки в регионе и поддержать возможное членство в НАТО Украины и Грузии. Следует поставлять на Украину больше оружия с меньшими ограничениями. В том числе наращивать поставки противотанкового, зенитного и стрелкового вооружения. Необходимо подтолкнуть НАТО к осуществлению регулярного патрулирования в Черном море, подобно тому, как Альянс патрулирует воздушное пространство стран Балтии».

«То есть, оказывается, Остин провел боевой смотр вот этих передовых частей своих лимитрофов на российско-американском фронте. Проверил их боеготовность. Ну вот представьте на минутку, министр обороны России едет, скажем, я не знаю, на Кубу, в Венесуэлу, да куда угодно, и официально сообщается: мы едем проверять линию фронта борьбы против американского империализма», — обращает внимание политолог Владимир Корнилов.

Подобные аналогии еще летом проводил Владимир Путин, когда обсуждал тему «красных линий» для России. Президент напомнил, что подлетное время ракеты, скажем, от Харькова до Москвы — от семи до 10 минут. И задал риторический вопрос: как бы реагировали на аналогичную угрозу сами США?

В. Путин: Если взять то, что являлось бы опасным и неприемлемым для Штатов, размещение наших ракет на Кубе, подлетное время до центрального региона США. До Вашингтона — 15 минут. А для того, чтобы такое подлетное время сократилось до 7-10 минут, надо было разместить наши ракеты на южной границе Канады или на северной границе Мексики. Это для США «красная линия» или нет? А для нас?

И вот тема возможного появления ракет под Харьковом обсуждается на Валдайском форуме. Что характерно, поднимает ее украинский эксперт Михаил Погребинский. Украинцы обеспокоены: их безответственные власти приблизились к «красной линии» уже вплотную.

М. Погребинский: Я тут сразу замечу, что разговор о том, что НАТО неактуально, поскольку, там, Европа не соглашается, это все, мне кажется, от лукавого. Необязательно быть членом НАТО, чтобы размещать инфраструктуру американскую, британскую инфраструктуру военную на территории Украины. Я считаю, что этот процесс фактически уже начался.

В. Путин: Вы правы, конечно, когда говорите, что формальное членство может не состояться. А военное освоение территории уже идет. И это реально создает угрозу для Российской Федерации. Вот приехал министр обороны, который, по сути, открывает двери Украины в НАТО. И, конечно, нас это беспокоит. А что касается баз, ну, я знаю, там соответствующее конституционное положение Украины, но учебные центры никто не запрещает иметь. А под маркой учебных центров можно все, что угодно, разместить. И как я уже говорил, это было тоже, публично звучало. Завтра под Харьковом ракеты появятся. Чего нам делать-то с этим? Ну, не мы же туда лезем со своими ракетами. К нам под нос их засовывают.

Путин упомянул, что Конституция Украины запрещает иметь иностранные военные базы; впрочем, в Киеве уже ведь демонстрировали, что обходить законы умеют. Здесь, к слову, пришлась история Виктора Медведчука: преследование украинского оппозиционера идет вообще за гранью законности.

В. Путин: Его пытаются привлечь к уголовной ответственности за государственную измену. За что? Он чего-то украл, какие-то секреты, тайно их передал? Нет. А за что? За его открытую политическую позицию, направленную на стабилизацию внутриполитической ситуации в стране и на выстраивание отношений с соседями, с которыми отношения крайне важны для самой Украины. Что беспокоит. Что этим людям голову не дают поднять. Кого-то просто убивают прямо на улицах, а кого-то изолируют. То есть складывается впечатление, что легальными способами украинскому народу не дают и не дадут сформировать такие органы власти, которые бы отвечали напрямую интересам украинского народа.

Это, кстати, к вопросу о том, что самих украинцев, в общем-то, не спросили, хотят ли они в НАТО. Быть разменной пешкой в игре Штатов против России.

«Тут же вопрос не в том, что будет с Украиной, а в том, что Россия не будет допускать такую ситуацию, когда возникает угроза появления баз НАТО, потенциального противника, у Белгорода и Ростова, это не дело России? Конечно, это дело России», — подчеркивает Владимир Корнилов.

Складывается подозрение, что в НАТО или разучились отвечать за свои слова, или вовсе утратили чувство реальности. Как иначе расценить выходку, по-другому не скажешь, главы Минобороны Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр, призывавшей включить ядерное оружие в сценарий сдерживания России?

С. Шойгу, министр обороны России: Чем подобное уже заканчивалось для Германии и Европы — министр обороны ФРГ обязан хорошо знать. Безопасность в Европе может быть только общей, без ущемления интересов России. Но к равноправному диалогу по этому вопросу сегодня не готово именно НАТО. Более того, реализация натовского плана «сдерживания» в Афганистане закончилась катастрофой, с которой теперь разбирается весь мир.

«Ситуация, когда европейские политики и американские позволяют себе совершенно фантастические высказывания, как недавно, пару дней назад, выступила министр обороны Федеративной Республики Германии, это такой какой-то дилетантский треп от людей такого высокого уровня, которые должны были бы понимать, что это просто невозможно, такого не может быть, потому что не может быть никогда», — говорит Михаил Погребинский.

Конечно, далеко не все в той же Германии согласны с шапкозакидательскими речами Крамп-Карренбауэр. Вот журнал Spiegel цитирует главу фракции СДПГ в Бундестаге — ожидается, что именно эта партия по итогам прошедших выборов возглавит правящую коалицию.

«Последние мыслительные игры министра обороны об использовании ядерного оружия в конфликте с Россией безответственны. Политику ФРГ до сих пор отличало стремление использовать возможности для разрядки и диалога. Я призываю Крамп-Карренбауэр не обременять политику нового правительства ФРГ», — заявил Рольф Мютцених.

Пока, скажем мягко, не слишком ответственный подход побеждает, приходится крепить оборону. И самим, и вместе с союзниками.

За день до Валдайского форума в Москве совместная коллегия Минобороны России и Белоруссии утверждала план работы на будущий год. Сергей Шойгу перечисляет конкретные угрозы со стороны НАТО:

«Наращивается передовое присутствие блока НАТО вблизи границ Союзного государства РФ и РБ. Совершенствуется его военная инфраструктура. Численность сил первоочередного задействования НАТО возросла практически вдвое: с 25 до 40 тысяч военнослужащих. США при полной поддержке союзников по НАТО активизировали работу по модернизации тактических ядерных боеприпасов и мест их хранения в Европе. На 30% увеличилось количество полетов разведывательной тактической авиации военно-воздушных сил. Ежегодно у западных границ Союзного государства проводится более 30 учений, сценарий которых основывается на вооруженном противоборстве с Россией».

Виктор Хренин, министр обороны Белоруссии: «В сложившейся ситуации Республика Беларусь особо ценит стратегический уровень взаимодействия с Российской Федерации в первую очередь в сфере обеспечения военной безопасности Союзного государства и прилагает максимум усилий для его поддержания и дальнейшего развития».

В ближайшее время будет утверждена новая военная доктрина Союзного государства, расширяются масштабы боевой подготовки. Кульминацией стали совместные учения «Запад — 2021» в сентябре; еще масштабней, в 2023 году, станет «Щит союза». Все это — на фоне максимального охлаждения отношений с НАТО. Точнее, тотальной заморозки. В ней генсек Альянса, по традиции, которая уже никого не удивляет, обвиняет нас.

«Мы сожалеем о решении России закрыть представительство НАТО в Москве и российское представительство в НАТО. Подход альянса к России остается неизменным, он предполагает надежное сдерживание в сочетании с усилиями по налаживанию конструктивного диалога. Но, конечно, теперь это стало сложнее из-за решения русских», — заявил Йенс Столтенберг.

Классический пример сваливания с больной головы на здоровую. На неделе Москва, действительно, закрыла и наше, и НАТОвское постпредства; но это был ответный шаг. Из Брюсселя без внятного объяснения выслали восемь наших дипломатов, сократив таким образом российскую миссию при НАТО всего до 10 человек, включая техперсонал; фактически сознательно парализовали работу постпредства, с которым и так не особо шли на контакт.

Сергей Лавров в деталях рассказал, что такое «конструктивный диалог» в видении НАТО: «Численность нашего представительства при НАТО уже за последние годы сокращалась дважды по настоянию НАТОвцев, с 2014 года НАТО предельно сократило любые контакты с нашим представительством, ввели, по сути, запретительный режим для наших дипломатов, что касается посещения штаб-квартиры НАТО, а контакты без посещения поддерживать невозможно Все это подтверждает, что ни в каком равноправном диалоге, ни в какой совместной работе НАТО не заинтересовано. Если это так, мы, конечно, не хотим делать вид, что какие-то перемены в обозримом будущем возможны, НАТО уже заявил, по сути, о невозможности таких перемен».

Но в параллельной реальности Столтенберга виноваты мы. Стоит ли удивляться: мы ведь давно назначены врагом, теперь что ни делай, все будут подгонять под заданную концепцию.

Федор Лукьянов, политолог: Генсек НАТО Столтенберг буквально два дня назад интервью дал, где сказал, что НАТО несколько корректирует свою вот картину стратегическую. И теперь Россия и Китай рассматриваются не как две угрозы, а как одна общая угроза. Ну, это интересный подход такой далеко идущий, видимо. Ну, раз уж они нас так видят, может быть, нам тоже с Китаем пора уже объединиться и кого-нибудь, как угрозу, рассмотреть?

В. Путин Ну, мы много раз говорили об этом. Мы дружим с Китаем не против кого-то, а в интересах друг друга. Первое. Второе. В отличие от НАТО, от стран НАТО, мы не создаем никакого замкнутого военного блока. Ну нет же военного блока Россия — Китай. И у нас нет такой цели сейчас его создавать.

«Путин явно стремится донести здравый смысл до мира, здравый смысл, как он его понимает. При этом все заметили, что он был очень миролюбив, не велся на провокации никакие. Он сейчас, мне кажется, пребывает в таком настроении, что мир настолько сложен и опасен, что сейчас собачиться не надо. Сейчас надо объяснять, договариваться, не обращать внимания на всякую фигню. Поняли или нет — это другой вопрос, но он старался, как мог», — отмечает Федор Лукьянов.

Мы не строим иллюзий: конечно, будут те, кто не понял или не захотел понять. Специально для них нелишне напомнить: Россия призывает к миру не потому, что слаба, а потому, что не хочет глобальной катастрофы, к которой очень легко могут привести неосторожные действия разного рода непонимающих.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей