Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
21 октября 2021, 15:15

Одними из последствий пандемии коронавируса в США стали дефицит товаров и рост цен

Смотреть сюжет

И снова коронавирус. Американский Конгресс серьезно обеспокоен последствиями пандемии для экономики. Там прошли слушания с представителями бизнеса. Масштабы бедствия таковы: пустые полки в магазинах, резкий скачок цен, грядет новая волна безработицы. Под угрозой не только любимая американцами «черная пятница», но и празднование Рождества.

В американских магазинах опустели полки. Социальные сети заполнены фотографиями из разных штатов. Люди жалуются на нехватку всего — от айфонов до продуктов питания.

- Главное — создать иллюзию. Как будто есть продукты. Но на самом деле их немного.

Товар просто не может доехать до покупателя. Около сотни кораблей, перевозящих десятки тысяч контейнеров с грузом, застряли у берегов Калифорнии. Два крупнейших американских порта: Лос-Анджелес и Лонг Бич. Очередь из судов растянулась на 30 километров.

Производство в Китае, это главный поставщик США, на фоне пандемии замедлилось, а спрос в Америке, наоборот, вырос. Люди стали больше времени проводить дома и заказывать онлайн. Инфраструктура к такому повороту событий оказалась просто не готова.

«Мы сейчас покупаем больше, чем когда-либо прежде. И американские ритейлеры не могут удовлетворить спрос», — отмечает исполнительный директор порта Лос-Анджелеса Евгений Черока.

Подобная тенденция и в Европе. Китайские фабрики оказались перегружены заказами. К тому же возник дефицит контейнеров и грузовых кораблей. В итоге самый дешевый способ доставки — по воде — стал очень дорогим.

«В августе прошлого года доставить сюда стандартный контейнер стоило примерно 4300 долларов. К августу этого года цена взлетела до 30 тысяч долларов», — рассказывает директор шоколадной лавки Кристин Лантинен.

То есть почти в семь раз. Цены в Америке растут на все. Вот данные канала CNN: топливо за год подорожало на 52%, яйца — на 36%, бекон — почти на 29%.

И это не предел, предупредили представители бизнеса на слушаниях в Конгрессе.

«Ко мне приходят люди, которые хотят построить дом. Их интересует цена. Мы всегда получали письмо от поставщиков раз в год, в январе, с новыми расценками. Теперь мы получаем такие письма даже не каждый месяц, а каждую неделю. Из-за роста цен люди больше не могут позволить себе американскую мечту», — сокрушается глава строительной компании Джон Фоуке.

Часть проблемы — дефицит рабочей силы. Товар некому разгружать и перевозить. В разгар пандемии выдачу новых лицензий на грузоперевозки приостановили. При том, что многие грузчики и дальнобойщики уволились — выгоднее было получать пособия по безработице, говорит Джон. Он теперь работает за себя и за того парня.

Вопрос: В США столько мигрантов, почему они не идут в дальнобойщики?

Джон: Не знаю. Возможно, боятся. Надо соответствовать требованиям правительства.

Вопрос: Документы, бюрократия?

Джон: Да, к ним больше требований, чем, например, ко мне. Люди просто не хотят заморачиваться.

Приток мигрантов в США в этом году побил все рекорды, но дальнобойщиков нанимают за границей, в том числе в Африке. Америке не хватает примерно 80 тысяч водителей грузовиков.

«Нам каждый день звонят представители крупнейших компаний в мире, который не могут получить тысячи контейнеров груза. Опираясь на свой 30-летний опыт, могу сказать, что этот кризис — беспрецедентный», — подчеркивает сотрудник логистической компании Крис О'Брайен.

Впереди новогодне-рождественские праздники — традиционно сезон ажиотажного спроса. В Америке уже поговаривают, что из-за проблем с логистикой могут отменить «черную пятницу» — продавцам сейчас невыгодно делать большие скидки. Да и елку к Рождеству лучше покупать сильно заранее, пока в магазинах есть прошлогодние запасы.

Чтобы американцы не остались без праздника, Белый дом даже подумывает привлечь на помощь дальнобойщикам нацгвардейцев — те также могли бы развозить товары. Разруливать кризис должно министерство транспорта, но оно осталось без руководителя. Питт Буттиджич — первый открытый гей в правительстве — сообщил в Twitter о прибавлении в семействе и ушел в декретный отпуск.

Читайте также: