Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
18 октября 2021, 21:28

Пушкинский музей открывает выставку итальянских футуристов

Смотреть сюжет

Сломать все классические приемы в живописи, добавив темперамента и движения. В Пушкинском музее открывается уникальная выставка итальянских футуристов. 26 работ начала прошлого века, которые на родине называют национальным достоянием, свое большое европейское турне завершают в Москве. 

Это похоже на вихрь цвета, линий и невероятных форм. Но для итальянских футуристов так выглядела жизнь. Каждая картина словно ребус. Вот здесь церковь с черепичной крышей, это улицы Флоренции. Вот Миланский туманный переулок, а это гонка на велосипеде.

«Это велосипедист. Смотрите, голова, его тело, вот на спине номер, а вот колеса велосипеда. Мы не видим велосипедиста в какой-то конкретной, одной фазе движения, а процесс этого движения, динамику», — поясняет куратор выставки «Свободное искусство» Елена Степкина.

Начало XX века, движение в будущее, индустриализация, мир меняется, а значит, и искусство должно. Газетные заголовки вместо красок, не портрет матери, а портрет самой материи вокруг. Стремительные линии, динамика жизни против спокойного глубокого любования застывшим моментом. 

Флорентийский футуризм, миланский футуризм — настоящая битва художников. Дело доходило до рукоприкладства. Арденго Соффичи со своими авангардными натюрмортами однажды упрекнул миланских коллег-футуристов — куда вы торопитесь, это не искусство.

«В ответ Умберто Бочени и другие миланские художники снаряжают карательную операцию, приезжают во Флоренцию, приходят в кафе, где, по слухам, находится Арденго Софичи. Все это перерастает в потасовку, в драку, что было действительно очень частым способом решения проблем между футуристами», — рассказывает куратор выставки «Свободное искусство» Елена Степкина.

Эти яркие картины — отражение энергии, что кипела в итальянских художниках. И в Пушкинском музее представлены лучшие имена этого удивительного времени. Даже знаменитый Модильяни порой использовал штрих, так любимый футуристами, одна из его работ тоже в этом собрании.

«Это коллекция шедевров, абсолютных шедевров. То, что называют в музеях эталонными вещами, по которым можно судить о творчестве итальянских футуристов в полной мере», — говорит директор ГМИИ им А.С. Пушкина Марина Лошак

Эти картины всю жизнь собирал итальянский коллекционер Джанни Маттиоли. На выставку в Москве их представил уже его внук. Он говорит: искусство захватило дедушку, когда тот увидел открытку с картиной русского художника.

«Это был Василий Кандинский. Дедушка увидел эту открытку, и она его просто поразила. Денег у него не было, он был очень беден. И тогда решил уговорить продавца подарить ему картинку. Получилось, так и началась коллекция», — рассказал Джакомо Росси.

Тогда Маттиоли собирал картины своих современников и был так удачлив, что, по сути, сохранил целую эпоху живописи. И теперь она в Москве, одна из самых значительных коллекций итальянского искусства XX века. 



Читайте также: