Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
14 октября 2021, 18:36

Поздравления принимает прославленный режиссер и сценарист Павел Чухрай

Смотреть сюжет

Его талант, умение находить волнующие зрителей темы и неизменная приверженность традициям отечественного киноискусства отметил Владимир Путин в поздравительной телеграмме. Фильм «Водитель до Веры» поразил в самое сердце миллионы зрителей, а картина «Вор» в середине 90-х стала настоящим откровением и получила номинацию на «Оскар». Все потому, говорит мастер, что его главный принцип в профессии — честность. 

Помогала в карьере или мешала ваша фамилия, Павла Чухрая спрашивали сотни, если не тысячи раз. Но однозначно ответить сын великого Григория Чухрая не может. В его дебютной картине играл легендарный Николай Крючков — он снимался в «Балладе о солдате», но не позволил себе сравнивать сына с отцом.

«Единственное, что он мне говорил на съемочной площадке: Паша, актеру надо снимать глаза! Глаза надо снимать актеру», — рассказывает Павел Чухрай.

У отца хватало мощи все делать спокойно и не повышать голос на площадке, говорит Павел Чухрай, чего про себя сказать не может. Но в главном, как режиссеры, они все-таки похожи. Чухрай-младший всегда следовал завету отца: тот, кто хотел сказать правду в кино, делал это.

«Сказать правду не всегда удается художнику, будем откровенны. Но, не врать, не лгать — это очень важная вещь», — отмечает Павел Чухрай.

Атмосферу родины своего детства, когда родители скитались по съемным углам, Павел Чухрай точно передал в картине «Вор». 

 «Угол на Сретенке в подвале. Почему у меня в "Воре" окно и человеческие ноги ходят? Потому что я там в первый раз это увидел. Я приехал к родителям из украинского села, они жили в этой комнатке», — вспоминает Павел Чухрай.

«Вор» — один из самых кассовых фильмов 90-х и номинант на «Оскар». Но это не просто криминальная драма. Чухрай выразил в нем свою боль, свои мысли о стране.

«Эта женщина — это Россия. Этот мальчик — это мы все. А человек — вор, который надевает военную форму и манипулирует словами и демагогией, мальчику говорит: ты не сделаешь — значит, ты враг», — говорит Павел Чухрай.

В финале «Водителя для Веры» герой Андрея Панина, нарушая приказ, не совершает очередную подлость. Павел Чухрай уверен: это и оставляет зрителям надежду.

«Нормальные люди есть везде. А если даже они не нормальные, то им хочется быть нормальными», — отмечает режиссер.

В доперестроечном фильме Чухрая «Зина-Зинуля» героиня идет против всех. Против халтуры и приписок на заводе объявляет забастовку. И впервые в советском кино — тема карательной психиатрии.

«Мы стали понимать в какой-то момент, может быть, поздно, что коллектив не всегда прав, большинство не всегда право», — говорит Павел Чухрай.

Но главным поступком своей жизни Чухрай считает не художественное кино, а документальное. Снятые по предложению Спилберга разрывающие сердце детские воспоминания жертв Холокоста.

«Удивительно, как в людях в обычной жизни нормальных вдруг вырастает ужасная подлость и бесчувствие. Не немцы расстреливают, а полицаи расстреливают и детей, и взрослых», — отмечает Павел Чухрай.

Фильм «Холодное танго» словно вырастает из тех страшных рассказов, как вчерашние соседи превращались в безжалостных чудовищ, сами не понимая, в чем же они виноваты.

«Как человеку остаться человеком? Счастье, если человеку удается сохранить себя и остаться человеком», — отмечает режиссер.

Накануне дня рождения мы застали Павла Чухрая за монтажом новой картины, «Воробьиное поле», о секретных экспериментах в любимые режиссером послевоенные годы.

«Финал будет хороший. Они полюбили друг друга и прожили долгую жизнь», — говорит Павел Чухрай.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей