Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
14 октября 2021, 09:16

Народный артист РФ Павел Чухрай отмечает 75-летие

Смотреть сюжет

Почти все время он посвящает работе, в которой задает вопросы: как оставаться человеком, поступать по совести и главное — не лгать. Павел Чухрай сегодня принимает поздравления с 75-летием. В фильмографии выдающегося режиссера и сценариста не так много картин, но каждая наполнена глубоким пониманием жизни, стремлением напомнить о вечных ценностях.

Помогала в карьере или мешала ваша фамилия, Павла Чухрая спрашивали сотни, если не тысячи раз. Но однозначно ответить сын великого Григория Чухрая не может. В его дебютной картине играл легендарный Николай Крючков, он снимался в «Балладе о солдате», но не позволил себе сравнивать сына с отцом.

«Единственное, что он мне говорил на съемочной площадке: «Паша! Актеру надо снимать глаза! Глаза надо снимать актеру!» — рассказывает Павел Чухрай.

У отца хватало мощи все делать спокойно и не повышать голос на площадке, говорит Павел Чухрай. Чего про себя сказать не может.

Но в главном как режиссеры они все-таки похожи. Чухрай-младший всегда следовал завету отца: тот, кто хотел сказать правду в кино, делал это.

«Сказать правду не всегда удается художнику, будем откровенны. Но, не врать, не лгать — это очень важная вещь! Меня мелодрама сама по себе не интересует, это может быть частью формы. Но, конечно, меня всегда интересуют более серьезные вещи, чем просто мелодрама», — отмечает Павел Чухрай.

Атмосферу Родины своего детства, когда родители скитались по съемным углам, Павел Чухрай точно передал в картине «Вор». «Вор» — один из самых кассовых фильмов 90-х и номинант на «Оскар». Но это не просто криминальная драма. Чухрай выразил в нем свою боль, свои мысли о стране.

«Эта женщина — это Россия! Этот мальчик — это мы все! А человек-вор, который надевает военную форму и манипулирует словами и демагогией, мальчику говорит: «Ах, ты не сделаешь? Значит, ты враг!» — говорит Павел Чухрай.

В финале «Водителя для Веры» герой Андрея Панина, нарушая приказ, не совершает очередную подлость. Павел Чухрай уверен: это и оставляет зрителям надежду.

«Нормальные люди есть везде! А если даже они не нормальные, то им хочется быть нормальными!» — отмечает режиссер.

В доперестроечном фильме Чухрая «Зина-Зинуля» героиня идет против всех. Против халтуры и приписок на заводе объявляет забастовку. И впервые в советском кино — тема карательной психиатрии.

«Мы стали понимать в какой-то момент, может быть, поздно, что коллектив — не всегда прав! Большинство не всегда право!» — говорит Павел Чухрай.

Но, главным поступком своей жизни Чухрай считает не художественное кино, а документальное. Снятые по предложению Спилберга, разрывающие сердце детские воспоминания жертв Холокоста.

«Удивительно, как в людях в обычной жизни нормальных вдруг вырастает ужасная подлость и бесчувствие. Не немцы расстреливают, а полицаи расстреливают и детей и взрослых», — отмечает Павел Чухрай.

Фильм «Холодное танго» словно вырастает из тех страшных рассказов, как вчерашние соседи превращались в безжалостных чудовищ, сами не понимая, в чем же они виноваты.

«Как человеку остаться человеком? Счастье, если человеку удается сохранить себя и остаться человеком!» — отмечает режиссер.

Накануне дня рождения мы застали Павла Чухрая за монтажом новой картины «Воробьиное поле». О секретных экспериментах в любимые режиссером послевоенные годы.

«Финал будет хороший! Они полюбили друг друга и прожили долгую жизнь!» — говорит Павел Чухрай.

Читайте также: