Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
11 октября 2021, 18:28

Сергей Лавров представляет российскую делегацию на форуме Движения неприсоединения в Белграде

Смотреть сюжет

Центром мировой политики в эти дни стал Белград. Делегации из более чем 100 стран, четыре десятка министров иностранных дел — нашу страну представляет Сергей Лавров. Сегодня дали старт юбилейному форуму Движения неприсоединения.

Крупнейшее после ООН объединение, оно родилось еще 60 лет назад в разгар «холодной войны» как протест против блоковой политики. В XXI веке «позитивный потенциал организации особенно востребован на фоне все более турбулентной обстановки в мире»: это слова Владимира Путина в приветственной телеграмме участникам.

Кстати, наша страна в мероприятиях Движения неприсоединения участвует впервые и имеет статус наблюдателя.

О том, как в Белграде относятся к России, можно с легкостью судить по трем первым шагам Сергея Лаврова в Сербии. Едва покинув трап, министр иностранных дел России попал в объятия своего сербского коллеги, и сразу — по делам. Поехали на встречу с президентом Александром Вучичем. И тут все повторилось.

А. Вучич: Мой друг, уважаемый господин министр иностранных дел России, дорогой Сергей. Огромное спасибо за визит и поддержку, которую Вы оказываете сербскому народу.

Поддержку, конечно же, трудно переоценить, видимо, поэтому в приветственном слове президент Сербии за формулировками в карман не лез. Сначала заговорил про газ.

А. Вучич: К счастью, у нас хватило храбрости построить газопровод. Если бы мы не построили с российской стороной газопровод, что бы мы делали? Мне бы осталось только взять веревку и перед вами здесь повеситься, и больше ничего.

Как всегда образно и очень хорошо передает настроение топливного кризиса, который сейчас переживает Европа. Конечно, в такой ситуации Сербия сделала ставку на долгосрочные контракты с Россией.

Слово «газ» Александр Вучич произносил едва ли не чаще других. Уже известно: Белград будет получать голубое топливо на выгодных условиях, так что Вучичу приходится реагировать на спекуляции, что Москва якобы использует эти договоренности как инструмент давления.

А. Вучич: Это мы оказываем на Россию давление, просим, чтобы нам дали газ по самой выгодной цене, просим и оказываем давление.

Схожая ситуация и в здравоохранении, а точнее, борьбе с коронавирусом. В отличие от Евросоюза, где, как подчеркнул Сергей Лавров, по политическим соображениям предвзято относятся к российским вакцинам, Белград еще зимой одобрил применение «Спутника V». И тут одними поставками дело не закончилось.

С. Лавров: Помимо поставок вакцины, помимо оказания содействия путем направления наших специалистов, мы договорились, и президенты в июне этого года открыли проект по совместному производству вакцины «Спутник V» в Сербии. Я уверен, что это будет существенным вкладом в обеспечение интересов населения нашей дружественной страны.

Ну и последний из существенных вопросов — косовский — логично перешел во второй день дружеского, но все же рабочего визита Сергея Лаврова в Белград. Сегодня там работает Движение неприсоединения — международная организация, объединяющая уже 120 стран, выступающих за отказ от участия в военно-политических блоках. Саммит юбилейный, 60-й, и на нем вновь пришлось говорить о поведении западных партнеров.

С. Лавров: Россия, как и члены Движения неприсоединения, считает деструктивными и опасными продолжающиеся нападки на Устав ООН. Равно как и попытки подменить ООНоцентричную архитектуру неинклюзивными концепциями наподобие так называемого «порядка, основанного на правилах», которые, по сути, базируются на двойных стандартах и рискуют вернуть нас в эпоху неоколониальной блоковой политики и разделительных линий.

Сергей Лавров напомнил об ответственности Брюсселя за посреднические функции, которыми Евросоюз был наделен решением Генеральной Ассамблеи ООН, например, помощь в создании сербских муниципалитетов в Косово.

За примером безответственности, к слову, далеко ходить не пришлось. Когда в конце сентября косовские власти ограничили вьезд сербских автомобилей, ооновские миротворцы появились на границе через неделю, только когда в воздух поднялись сербские истребители.

Читайте также: