Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
28 сентября 2021, 18:39

Все ближе день отправки на МКС участников проекта Роскосмоса и Первого канала «Вызов»

Смотреть сюжет

Семь дней, и вызов будет принят. Проект Первого канала и Роскосмоса все ближе, а значит, на Байконуре самые горячие дни. Ракета-носитель «Союз 2.1а» как грандиозный суперконструктор, а сам пилотируемый корабль «Союз МС19» будто его пульсирующее сердце — именно там будут находиться члены киноэкипажа Юлия Пересильд, Клим Шипенко и Антон Шкаплеров.

Одна неделя до старта. Корабль «Союз МС-19» готов к финальной сборке и уже доставлен в монтажно-испытательный корпус космодрома. Здесь блоки ракеты-носителя собирают вместе и состыковывают их с «Союзом». Это даже не ювелирная точность — космическая бережность к технике!

Точность техники лишь половина успеха. Нужны аккуратные и нежные руки. На Байконуре многотонные ракеты с помощью кранов собирают только девушки. Юлия Разложко на космодроме 18 лет. Раньше работала в кабине на высоте, сегодня все управление — с компактного пульта.

После финальной сборки «Союз» встанет на рельсы. До стартового стола ракету будут везти со скоростью спокойного человеческого шага. Режим максимальной аккуратности.

Тепловоз доставит ракету к стартовому столу. Уже 1 октября по этим рельсам будет передвигаться корабль «Союз МС-19». Он и отправит на орбиту космический киноэкипаж.

Для Антона Шкаплерова, Юлии Пересильд и Клима Шипенко многомесячные тяжелые тренировки подходят к концу. А для нескольких тысяч сотрудников космодрома эта неделя будет самой напряженной.

«Ждем, готовимся, пилотируемые пуски требуют особой подготовки, тщательного осмотра всего, проверки всего, всех систем, так как ответственность гораздо больше», — говорит начальник группы стартового оборудования Центра испытаний РКК «Союз» Иван Плотников.

Важнейший фактор — погода. На Байконуре один из самых точных в мире метеорологических комплексов. Космодром окутывает сеть датчиков, круглосуточное наблюдение, расчет вероятной погоды на стартовый день с помощью суперкомпьютеров.

«Только после того, как мы выдадим свою информацию, принимается решение о заправке, а потом о запуске ракеты. Без нашей информации добро на выпуск ракеты не выдается», — рассказывает начальник комплекса геофизического обеспечения Павел Богачев.

В день старта прямо у ракеты работает мобильная метеостанция. Один за одним с промежутком в пару часов выпускаются специальные зонды.

«В режиме реального времени полет зонда. Вот место выпуска, домик нарисован, вот сам зонд. Получает направление, скорость ветра в основном, ну и все остальные метеорологические параметры. Температура, влажность, давление», — поясняет начальник отдела эксплуатации метеорологических и радиотехнических средств комплекса геофизического обеспечения Петр Майчиков.

А это — комплекс «Сатурн». Отсюда отправляют команды прямо на двигатели космических аппаратов и здесь же обслуживают систему аварийного спасения экипажа. Вся автоматика должна быть продублирована. Две одинаковые изолированные комнаты. Сюда садятся операторы. Услышав аварийный сигнал, они вручную могут запустить систему спасения. На стенах — фотографии экипажей, как напоминание: от этой работы зависят жизни.

«Пока ракета стоит на стартовом столе, космонавты уже находятся в ней, может произойти всякое, и в этот момент работает наша аппаратура, люди, которые находятся в других аппаратных, которые получают пароль-команды, которые нажимают на кнопки», — рассказывает начальник группы Отдела эксплуатации командных радиолиний Центра испытания и применения измерительного комплекса Юрий Вохманцев.

На стартовом столе ракета будет находиться несколько дней, и в этот момент все ее системы раз за разом проходят виртуальные сценарии полетов. Только в самый последний момент — заправка и подъем экипажа к кораблю.

Когда заправка ракеты заканчивается, до пуска остается примерно час. Вся ее поверхность белеет, потому что покрывается инеем. Это происходит из-за холодного кислорода, который является одним из компонентов топлива. И, кажется, будто ракета парит над стартовым столом, словно в невесомом облаке.

Для производства таких вот «облачных компонентов» на космодроме работает кислородно-азотный завод. Тонны оборудования, лаборатории. По качеству и чистоте жидкий кислород, произведенный здесь, сравним с медицинским, его поставляют на все российские космодромы. А в топливе кислород используют в качестве окислителя.

«У нас завод работает круглогодично; наработка идет ежедневно; кислородно-азотный завод по своим характеристикам может вырабатывать до 40 тонн криогенного продукта в сутки», — сообщает заместитель начальника комплекса компонентов ракетных топлив Андрей Казачек.

В космических полетах важна каждая мельчайшая деталь, и здесь, на космодроме, роли всех сотрудников главные. Это «Вызов» для них, для экипажа. Отсчет пошел на дни. Запуск — 5 октября.

Читайте также: