Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
28 сентября 2021, 18:20

В Киеве болезненно отреагировали на контракт, который Венгрия заключила с «Газпромом»

Смотреть сюжет

Европейские цены на газ перешагнули исторический рубеж. Больше тысячи долларов за тысячу кубометров. Так дорого еще не было. Год назад такой же объем оценивали в полторы сотни долларов. Этим летом — около 500.

И вот 1040 долларов, и почти десятикратный рост. Не всякие криптовалюты так могут, и от них не зависят миллионы жизней. А газ Европе нужен как воздух. Впереди зима, хранилища не заполнены, «Северный поток — 2» достроен, но еще не запущен, а азиатские потребители создают дефицит, скупая топливо по любым ценам.

Венгрия для себя проблему решила — сегодня Будапешт подписал беспрецедентный контракт с «Газпромом» на 15 лет. Более четырех миллиардов кубометров газа пойдут туда через Сербию и Австрию, хотя могли бы через Украину. Никакой политики, просто бизнес. Но в Киеве восприняли все близко к сердцу.

Где это видано, чтобы две страны заключали контракт на поставку газа и при этом не спрашивали украинского разрешения? Возмущение Киева соглашением «Газпрома» и венгерской MVM дошло уже до дипломатического скандала с европейским соседом. На украинских каналах звучит словосочетание «газовая война» — глава МИД демонстрирует боевой настрой.

«Мы имеем страну — Венгрию, которая является членом ЕС и членом НАТО и при этом поддерживает особые связи с Россией и нанесла удар по украинско-венгерским отношениям, исключив украинский газопровод из схемы поставок газа из России. Это удар, и мы будем отвечать на него соответственно. Тут не должно быть никакого сожаления и никакого сочувствия», — заявил министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.

Услышав, что пощады ждать не приходится, венгерский МИД вызвал украинского посла. А глава внешнеполитического ведомства вполне ясно дал понять — не дело Киева решать, с кем и что Будапешт подписывает.

«Я отвергаю попытки вмешательства во внутренние дела Венгрии. Наша задача — обеспечить венгров отоплением зимой. На это не может повлиять никакая другая страна. Третьих сторон не должно касаться, какие контракты решает заключить Венгрия. Не припомню, чтобы мы когда-либо критиковали контракты Украины с третьими сторонами», — подчеркнул министр иностранных дел и внешней торговли Венгрии Петер Сийярто.

Примерно в том же духе, но только без эмоций, высказались и в Кремле.

«Мы реализуем наши двусторонние отношения с Венгрией. Речь идет именно о долгосрочном контракте, который, собственно и будет гарантировать надежные, предсказуемые, ритмичные поставки любого топлива в Венгрию по гарантированным, экономически выгодным маршрутам. Ничьи права здесь не нарушаются, никакие нормы международные и торговые здесь не нарушаются, и вряд ли какая-то страна, включая Украину, вправе вмешиваться в этот аспект российско-венгерских отношений. Российская сторона была и остается абсолютным и непререкаемым гарантом энергетической безопасности всего европейского континента», — сообщил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Так все-таки в связи с чем Украина почувствовала себя в опасности?

По соглашению с «Газпромом» Венгрия будет получать по 4,5 млрд кубометров газа в год. 3,5 млрд из них через Сербию — по «Турецкому потоку» и его продолжению по суше. Еще один миллиард кубометров через Австрию. Киев при этом не теряет весь транзит в Венгрию, но так уж сложилось, что в том числе из этой страны «Нафтогаз» получает так называемые реверсивные поставки, правда, это на бумаге, а технически просто забирает транзитный объем, и вот этот объем резко сокращается.

Если уж совсем просто — «а» и «б» — в данном случае Россия и Венгрия — сидели на трубе, а потом без всяких падений перешли на другую, а на транзитной осталась Украина, которая теперь ни много ни мало обещает пожаловаться на венгров в Еврокомиссию.

«Венгрия одной из первых европейских стран признала, что она считает маршрут транзита через Украину коммерчески невыгодным и рискованным с точки зрения тех сложностей, которые Украина создает как транзитное государство. Вот отсюда и такая нервная реакция Украины и оскорбительная в чем-то для Венгрии, то есть Украина считает, что Брюссель должен защитить Украину, как ей кажется, кандидата в члены ЕС, от действующего члена Европейского союза от Венгрии, считая, что Венгрия каким-то чудесным образом нарушает ее, что называется, экономические интересы», — комментирует ситуацию директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов

Между тем и с виртуальным реверсом уже есть проблемы, которые не сулят ничего хорошего всем участникам рынка. Украина, с гордостью заявлявшая, что не покупает российское топливо, а использует только европейское, резко сократила закупки. Просто нет денег платить за такую политическую очистку по взлетевшим ценам.

«Если зима будет холодной, мы можем столкнуться опять с возвращением к той, знаете, старой теме воровства газа, о которой мы, казалось бы, забыли. Но я вижу, что градус такого злого креатива начинает зашкаливать, поэтому я совершенно не удивлюсь, если Украина от дипломатических истерик в отношении Будапешта перейдет и к каким то провокациям в газовом отношении транзита «Газпрома», — отмечает Константин Симонов.

Для европейских политиков в случае чего опять будет виноват «Газпром». Как сейчас принято обвинять Россию в росте цен на газ, сегодня уже больше тысячи долларов за тысячу кубометров. Но, к слову, совсем недавно президент объяснял все это ценообразование — вообще-то, креатив Еврокомиссии.

«Цена на газ начала обгонять цену на нефть и на нефтепродукты. И, видите, как скакнула, а по долгосрочным контрактам и по нашему принципу ценообразования «Газпром» не продает по такой цене, и те, кто согласился заключать с нами в Европе долгосрочные контракты, сейчас могут только руки потирать, и ликовать. Вот в чем все дело. Выгодно всем. Ну, так вот в свое время напридумывали в Еврокомиссии, вот теперь пожалуйте бриться», — сказал президент России.

Причем «бритва» в руках европейцев и снижение цен на газ с легкостью решается сертификацией и запуском «Северного потока — 2», а вовсе не передачей этого острого лезвия потенциально опасным украинским транзитерам.

Читайте также: