Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
26 сентября 2021, 21:20

Создание нового англосаксонского блока AUKUS ознаменовалось большим скандалом

Смотреть сюжет

На той неделе в мире появился новый военный альянс. AUKUS — блок трех государств: США, Англии и Австралии. Заявлен как оборонный, но все понимают: AUKUS — это против Китая. А рождение его ознаменовалось большим скандалом. Троица просто, выражаясь не дипломатическим языком, кинула своего союзника по другому блоку НАТО. Увела у Франции контракт века на постройку подводных лодок.

Трещина, пробежавшая через Атлантику, может оказаться глубже, чем плавают ударные подводные лодки. Альянс AUKUS актуализировал вопрос, насколько вообще союзники США способны на самоуважение. Дело не только в том, что новый тройственный союз легким движением вышиб почву из-под ног у крупнейшего кораблестроителя Европы.

Французская «Ля Трибун» констатирует: «Это чудовищный нокаут для Naval Group, от которого трудно будет оправиться. Это был контракт века на 56 миллиардов евро. Монументальная пощечина Франции».

Финансовые потери действительно кошмарные, но их можно, хоть и трудно, компенсировать. В конце концов, нашла же Франция покупателя на вертолетоносцы «Мистраль», которые строила для нас, но потом по политическим мотивам решила нам не передавать. Можно, конечно, позлорадствовать на тему «обманули обманщика», однако все гораздо хуже, чем просто прилетевшая Парижу кармическая ответка. Парижу прилетел ясный сигнал, во что его ставят как союзника.

«Была ложь. Было двуличие. Было разрушенное доверие. Было оскорбление. Я слышал, вы говорили о том, что американцы консультировались с нами перед тем, как объявили о своем альянсе. Это неправда. Поэтому я и говорю о двуличии. О том, что союзники так не поступают. Никто не поступает так жестоко и непредсказуемо со своим ключевым партнером», — отмечает министр европейских и иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан.

А ведь говорили, что это Трамп непредсказуем и не уважает союзников. Взбешенный Макрон идет на шаг, наверно, максимально жесткий в нынешних реалиях НАТО — отзывает послов из США и Британии, ну и, естественно, из Австралии. Позже станет известно: по крайней мере, в США посол вернется. Передумал Макрон после телефонного звонка Байдена.

«Что касается тона разговора, он был дружеским», — сообщила пресс-секретарь Белого Дома Джен Псаки.

Но мы, конечно, помним, что дружба дружбе рознь. И что бывают равноправные партнеры, а бывают те, кому публично перхоть отряхивают.

Вопрос на 56 миллиардов: какие такие особые отношения предложил Макрону Байден?

«Президент подчеркнул стратегическое значение Франции и ее роль в Индо-Тихоокеанском регионе. Мы должны смотреть вперед, французский посол вернется в Вашингтон на следующей неделе и продолжит работу с нашими официальными лицами», — сообщила Джен Псаки.

Итак, на одной чаше весов — полста миллиардов живых денег, на другой — отеческие слова Байдена о том, как Франция ему важна. При этом взгляните, как пресс-секретарь Белого Дома увиливает от ответа на принципиальный вопрос репортера, буквально «включает Псаки».

Репортер: «Президент Байден извинился перед Макроном?»

Джен Псаки: «Он признал, что этот вопрос можно было бы обсудить подробней. Но, повторю, это был дружеский звонок».

Репортер: «Президент извинился перед другом Макроном?»

Джен Псаки: «Он признал, что этот вопрос можно было бы обсудить подробней».

Псаки пытается донести то, что в русском языке выражается одним словом — проехали. Но есть вещи, которые не проедешь. Потому что монументальная пощечина. Потому что другие решат, что так можно было. Вот, например, Борис Джонсон.

«Я думаю, нашим дорогим друзьям пора успокоиться и взять себя в руки», — сказал он.

Какое унижение для Парижа! Пудель Вашингтона, как когда-то назвал Джонсона лидер британских либерал-демократов Тим Фаррон, недвусмысленно скомандовал французскому бульдогу «на место». Многие во Франции уже вспоминают президента де Голля, который в 60-е в ответ на ущемление североатлантическими партнерами французских интересов, запустил программу выхода из НАТО.

Французское интернет-издание «Атлантико» цитирует эксперта Института международных отношений и стратегий Бартелеми Курмона: «Нам нужны значимые действия. Во-первых, разработка независимой, а не продиктованной Вашингтоном и бессистемной внешней политикой Байдена стратегии в отношении Индо-Тихоокеанского региона. Во-вторых, временный выход из НАТО. Как можно оставаться в альянсе, если два его ключевых участника, Вашингтон и Лондон, действуют тайком, чтобы подорвать интересы Франции?»

Сомнительно, чтобы стратеги в Вашингтоне не просчитали такой вариант. Ведь это тот самый Макрон, который — двух лет не прошло — говорил о смерти мозга НАТО. Тот самый Макрон, который сомневался в надежности США как союзника и утверждал, что европейцам нужна европейская армия. Едва ли риск для единства НАТО не учли — а значит, указывая осмелевшему вассалу, где его место, Штаты дали понять: мир изменился, приоритеты сместились, AUKUS — альянс подчеркнуто антикитайский, а НАТО… Но это пусть теперь Европа задумывается, так ли ей надо НАТО.

«Насколько надежны эти союзы? Насколько более актуальными сейчас становятся разговоры о стратегической автономии Европы? Это для нашего западного лагеря, для их западного лагеря, конечно, вопросы большие, которые они должны решать», — отметил Сергей Лавров.

Трудно не согласиться. Учитывая реакцию ЕС на демонстративное унижение Парижа. Слова Макрона о смерти мозга тогда натолкнулись на стену непонимания у союзников. В нынешнем скандале ЕС на всех уровнях требует от США разъяснений. Хотя, как выяснилось на неделе, выходить из НАТО Франция пока считает нецелесообразным. А значит, с высокой вероятностью все закончится строго по пословице: собака лает — караван идет. Но тут уж каждый сам для себя решает вопрос, сколько можно находиться в таком положении.

Читайте также: