Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
22 сентября 2021, 18:21

Неоднозначные заявления президента Турции прозвучали на ГА ООН за неделю до визита в Россию

Смотреть сюжет

Москва будет продолжать диалог с Турцией, несмотря на ее позицию по Крыму. Так в Кремле прокомментировали заявление Реджепа Тайипа Эрдогана, которое в преддверии его визита в Россию прозвучало с трибуны Генассамблеи ООН. Собственно, о Крыме ничего нового турецкий лидер не сказал. Но это тот случай, когда политический контекст интереснее самих слов.

Открывая неделю высокой политики на Генассамблее ООН, генеральный секретарь Гуттерриш назвал не столько пандемию, сколько разобщенность главной угрозой и призвал человечество сплотиться:

«Я здесь для того, чтобы бить тревогу. Мир должен очнуться. Мы на краю пропасти — и движемся в неправильном направлении. Наш мир никогда не был столь разобщенным. Мы сталкиваемся с лавиной кризисов. Волна недоверия и дезинформации поляризует людей и парализует общество».

Но «волну недоверия» разгоняли тут же, с высокой трибуны. Реджеп Тайип Эрдоган, к примеру, в своем выступлении, мимоходом, что называется, через запятую, упомянул Крым:

«Мы уделяем большое внимание защите территориальной целостности и суверенитета Украины, в том числе по Крыму, аннексию которого мы не признаем».

И хоть в речи Эрдогана полуостров больше не фигурировал, почти синхронно с президентом турецкий МИД выпустил аналогичное заявление на эту тему:

«Результаты выборов в Государственную думу Российской Федерации, состоявшихся 17-19 сентября 2021 года в том числе в Крыму, в той мере, в какой они касаются Крыма, не имеют юридической силы для Турции».

Все это прозвучало перед встречей Эрдогана с Зеленским. У Анакры большие планы на продажу оружия Киеву. Турецкие беспилотники, к слову, уже были замечены в небе над Донбассом.

Так что антироссийский демарш накануне переговоров мог быть заложен в стоимость новых контрактов, о которых шла речь. Тем более, что в территориальных спорах Анкара опирается не на международное право, а исключительно на свои интересы.

Сказав о Крыме, Эрдоган тут же поднял вопрос Северного Кипра, Турецкую республику на котором, кроме Турции, никто не признает:

«Справедливое решение по Кипру возможно только за счет реалистичного подхода, основанного на конкретных результатах. Лидер одного из двух народов, проживающих на острове, может выступать здесь, на Генассамблее, лидер другого — не может. Это несправедливо. Необходимо подтвердить равный международный статус турок-киприотов, услышать их мнение без каких-либо предубеждений».

При том, что в случае Крыма и «реалистичный подход», и «конкретный результат» — это референдум, на котором сами крымчане однозначно высказались о том, с кем хотят быть.

Но турки так последовательно подбивают клинья к крымско-татарской общине Украины, что в свете мечты Эрдогана о реставрации Османской империи, это для самой Украины тревожный сигнал.

«Конечно, у них эти воспоминания есть. Конечно, они сейчас возвращают вот это влияние в тюркском мире. Об этом только ленивый не говорит. Эксперты сейчас очень серьезно обращают на это внимание. Подчеркиваю: у турок это попытка системной работы на тех территориях, часть из которых входила в свое время в состав Османской империи», — поясняет политолог Евгений Копатько.

Тем более что и сам турецкий президент, не скрывая, заглядывается на чужие земли.

«Наши физические границы отличаются от границ в нашем сердце. Разве можно отличить Ризе от Батуми? Множество историков считает, что в границы Турции должны входить Кипр, Алеппо, Мосул, Салоники, Батуми. Лишь утратив независимость, мы потеряем интерес к этим территориям», — заявлял в 2019 году Реджеп Тайип Эрдоган.

Через неделю планируется визит турецкого лидера в Сочи на переговоры с Владимиром Путиным. Москва и Анкара остаются стратегическими партнерами вне контекста высказываний Эрдогана о Крыме.

«Что касается этой позиции, да, она нам хорошо известна. Мы с ней категорически не согласны и будем продолжать работать с турецкой стороной», — сообщил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Принципиальная позиция Москвы: никаких переговоров о статусе Крыма быть не может. Ни с кем.

«У украинской дипломатии сейчас, в принципе, других тем не существует. Они говорят только об этом и всячески пытаются привлечь внимание к этим вопросам, используя, естественно, трибуну Генассамблеи. Вы знаете нашу позицию по этому поводу: c Донбассом надо разобраться внутри страны, а Крым, Крым обсуждать бесполезно», — отметил постпред России при ООН Василий Небензя.

Понимают это и в ООН: по крайней мере, предложений Москве обсудить крымский вопрос ни от кого не поступало. Говорить о Крыме сегодня в своем выступлении будет Владимир Зеленский, но судя по интересу к теме, это будет разговор с самим с собой.

Читайте также: