Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
22 августа 2021, 21:47

С разрушенной экономикой и полыхающим Донбассом подходит Украина к 30-летию независимости

Смотреть сюжет

Не исключено, что именно европейскую военную технику президент Украины Зеленский, у которого большой опыт организации разных шоу, намерен демонстрировать на парадах. А то танки и бронетранспортеры, оставшиеся с советских времен, уже не производят должного впечатления

На днях в Киеве как раз будут отмечать 30 лет независимости. Круглая дата — время подводить итоги, посмотреть, каких результатов страна добилась в свободном плавании. И результаты эти, мягко говоря, оставляют желать лучшего.

Эксперты обращают внимание: у Киева на момент распада Советского Союза были лучшие исходные данные — сильная промышленность, сильное сельское хозяйство. Сейчас, по оценке МВФ, ВВП упал больше чем на треть от показателя 1991 года.

Под главный праздник на Украине случилось несчастье. Самый большой флагшток в Херсонской области с державным трезубцем рухнул, похоронив под собой автомобиль известной японской марки. А местные журналисты нашли хозяина — чиновника, которой забыл указать внедорожник в декларации. И даже если попытаться представить это как символ громкой победы в деле борьбы с коррупцией, выйдет неубедительно, тем более что с символами к 30-летию независимости страны как-то не задалось — в Одесской области, например, скульптор Кирилл Максименко презентовал еще один трезубец — конечно, гигантский и наверняка в чем-то самый, но из металлолома.

Ржавые останки выглядят символом некогда существовавшей широкой номенклатуры промышленного производства, включая не только щеколды, а еще, к примеру, самолеты. Но за годы независимости много от чего не осталось даже шестеренок.

«Если, например, взять оценки Международного валютного фонда, то 65% сейчас у нас валовый внутренний продукт, 65% от того, который был по расчетам МВФ в 1991 году. Ни одна страна постсоветская не провалилась так в экономике, как Украина, при том, что Украина имела лучший из всех постсоветских стран лучшие исходные данные», — комментирует ситуацию директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.

Михаила Погребинского независимая Украина и, конечно, не только она, знает как политолога. Но по образованию он — физик-теоретик, и в советские времена руководил лабораторией физико-математического моделирования.

Вопрос: Что-то подобное можно было смоделировать, что, так сказать, мы имеем сейчас?

«Я бы сказал так: по прошествии времени, постфактум, да, я думаю, что вполне можно было. Я сейчас понимаю, что можно было все это смоделировать. Значит, есть пассионарная часть общества, я их видел этих людей, они были рядом со мной, которые как бы видели, свою задачу видели, по принципу «прочь от Москвы». Они просто считали, что можно потерпеть какое-то время, чтобы стать частью Европы и разорвать как бы вот эту пуповину, связывающую наши два народа, поскольку как бы «вместе с Россией ничего не будет, Украины не получится, Украина может получиться только как самостоятельное государство, только отталкиваясь от России». И это просто неизбежно должно было привести к тому, к чему привело», — говорит Михаил Погребинский.

Под крики на площадях и пение у стен Верховной рады разрыв с Москвой как национальную идею последовательно насаждал сначала первый президент Кравчук, за ним Кучма и следом Ющенко, пришедший к власти на волне Майдана в 2004 году и посвятивший себя глубинным поискам украинской идентичности буквально среди ископаемых костей мамонта и мифических побед, разумеется, над русским оружием.

Нельзя сказать, что эту цепь как-то особенно старался прервать Янукович, скорее уж, его попытка усидеть на всех стульях разом закончилась государственным переворотом в 2014 году и последовавшим затем таким подъемом пещерного национализма, который и представить себе не могли в самых смелых мечтах поклонники нацистских коллаборационистов.

При Порошенко опора на штыки всевозможных национальных корпусов стала нормой, заигрывать с ними не перестал и новый глава государства Зеленский, не забывая повторять мантру про козни проклятой России, короче говоря, под лозунгом «прочь от Москвы» страна так или иначе жила при всех 6,5 президентах — если считать еще исполнявшего обязанности Турчинова, при котором начались боевые действия на юго-востоке.

Война в Донбассе лишь усилила и без того заметное сокращение населения, но кроме погибших и беженцев из зоны так называемой антитеррористической операции, свой вклад в демографический провал поневоле вносят и те, для кого жизнь оказалась невыносимой даже там, где выстрелов не слышно.

Двойняшки Тихон и Маша не помнят города, в котором родились, в Россию их привезли в шесть месяцев. А еще три года назад Светлана Пикта с мужем и тремя старшими детьми жила в Киеве и никуда не собиралась переезжать, пока не отказалась собирать вещи в помощь украинским военным — с этого и началась травля, которую устроили националисты, преследуя семью повсюду.

«Они видели, что я беременная, они даже писали, что «эта беременная самка сепаратиста», что «ее выводок и тебя мы всех порежем», и в общем-то мы понимали, что шутки плохи, потому что перед глазами были примеры, когда это доходило эти угрозы доходили до логического завершения», — рассказывает Светлана Пикта.

Светлана теперь живет в Ярославле и ни о чем не жалеет — разве только, как и многие другие, о том, во что превратилась Украина к 30-й годовщине независимости.

«Украина являет из себя пример, хрестоматийный пример несостоявшегося государства. То есть формально есть президент, есть пост президента, а что этот президент решает самостоятельно? А может он решить вопрос войны и мира, например? Не может, потому что, что ему скажут, так сказать, американские хозяева, то он и сделает», — отмечает премьер-министр Украины в 2010-2014 гг. Николай Азаров

Наверное, новая украинская власть могла бы обвинить бывшего премьер-министра Николая Азарова в необъективности, это ведь он руководил правительством при президенте Януковиче, а теперь, может, просто завидует достижениям последних семи лет. Но с ними вот как-то не очень.

«Были же за тридцатилетнюю историю Украины какие-то знаменательные события. Были. Например, воздвигались, были построены два атомных энергоблока на Хмельницкой, на Ровинской станции атомной. А когда они были? Они были как раз во времена «злочинного режима» в кавычках. А вот единственный новейший аэропорт, который построен, крупный, достойный в столице Украины «Борисполь», а когда он был построен? Опять же во времена «злочинного режима», который они с громадным удовольствием свергали. Нынешние, я имею в виду, руководители. А вот, например, в городе Киеве когда были построены шесть станций метро? Опять же, вот в период «злочинного режима». А что за семь лет сделано? Да ничего», — говорит Николай Азаров.

Всего-то 10 лет назад, при том же правительстве Азарова, страна отмечала 20-й юбилей независимости — без войны и с Крымом на своей карте. Но праздник мало кто запомнил. Нет, были, конечно, народные гуляния и акции оппозиции, но не было, например парада, потому что страна готовилась к Европейскому футбольному чемпионату и на демонстрации величия за счет старой советской техники экономила.

Но зато теперь все иначе — торжественный проход колонны по большей части союзных времен и пролет самолетов оттуда же уже отрепетирован и анонсирует его лично президент в подобающей случаю обстановке.

«Впервые за 30 лет независимости Украины запланированы мероприятия с участием представителей и техники всех сил сектора безопасности и обороны Украины и стран-партнеров. На Крещатике, на Днепре, в Одессе, в Черном море — наша гордость — те, кто готов защитить Украину на суше, на земле и в небе», — заявляет Владимир Зеленский.

Официальный слоган аж трехдневного празднования: «Ты у меня одна». И тут никак не избежать ассоциаций с фильмом как раз времен младенчества украинской независимости о грустной судьбе советского инженера на переломе эпох. Человека, оступившегося даже в попытке вписаться в новую реальность.

- Что Женя? Ну что Женя, что? Аня была здесь! Она приходила сюда! Она меня любит по-прежнему, и у нас с ней все было на этом самом диване. Она меня берет на работу, и мы с ней уезжаем в Америку. Не веришь? Вон посмотри фотографию. Вы мне надоели. Идите вы обе к чертовой матери!

Главный герой в итоге никуда не едет, наверное, потому что тут все-таки любовь, а там — нет. Но то кино, а то жизнь. И если уж и вправду лозунг нового украинского праздника идет от души и с трепетом к той самой одной-единственной стране, то зачем же тогда так с ней поступать?

Читайте также: