Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
7 августа 2021, 21:36

Ровно век назад из жизни ушел поэт Александр Блок, ставший олицетворением Серебряного века

Смотреть сюжет

Серебряный век, знаковый для русской поэзии, закончился с уходом из жизни этого человека. 100 лет назад не стало Александра Блока.

Но его серебряные рифмы, его вдохновение, запечатанное в стихах, его озарения и дар предвидения до сих пор будоражат почитателей этого необычного человека, вошедшего в вечность по праву таланта, неординарности и исключительности.

И яркая серебряная звезда по имени Александр Блок будет гореть всегда.

«Ночь, улица, фонарь, аптека…» Эти строчки, наверное, знает каждый. От ледяной ряби питерских каналов до Старого Рейна в центре нидерландского городка Лейден русский поэт во плоти в своих стихах. Как вам такой Блок — в стиле регги? Или в исполнении лидера группы «АукцЫон» Леонида Федорова?

Поэт ушел от нас 100 лет назад, но стихи здесь. Чуковский называл это «песней Блока». Его музыкальности поражался Шостакович и озвучивал стихотворение за стихотворением. Интересно, что бы подумали мастера прошлого, если бы услышали Блока, например, на битах.

Блоковская поэзия словно концентрированное вдохновение, и, наверное, поэтому музыку для его строк так старательно ищут сотни современных артистов. Поэт не мог объяснить, откуда приходили стихи. Но впервые сочинять начал в родной усадьбе Шахматово.

Блок не любил писать в кабинете. Каждый день он вырывался в путешествия по округе, а с собой брал маленькие записные книжки. Множество хаотичных заметок, это рука поэта! Сюда переносилось все. Окружающие звуки и краски.

Здешняя природа — главный свидетель жизни поэта. Эта гречиха посажена еще дедом Блока, яблоня, заросли шиповника. Именно эти серебряные тополя навсегда в его строках. Тут он встретил и свою прекрасную даму: дочь соседа — знаменитого ученого Дмитрия Менделеева.

Собрать полевые цветы для вечернего представления в театре-сарае и на белом коне отправиться к большому дому на холме. Там ждет красавица Любовь Менделеева. На сцене Блок играет Гамлета, она — Офелию. Позже молодые обвенчаются здесь же, в местах своей юности.

Питерская жизнь изменит звучание и поэзии, и самой жизни Блока. Мистик и медиум, как его только ни называли. Композитор Владимир Дашкевич разгадывает тайну Блока всю жизнь. И искать музыку между его строк — это действительно мистический процесс.

«Блок — это поэт, на которого мелодии приходят во сне», — говорит заслуженный деятель искусств РФ Владимир Дашкевич.

10 лет труда, 400 страниц партитуры — это только что законченная опера Дашкевича по поэме Блока «Двенадцать». «Двенадцать» повергла всех в шок — и противников, и сторонников революции. Яростные ломающиеся ритмы, уличный, почти «блатной» язык. Музыка революции — такая, какой она была на самом деле. Но после — разочарование, холодный Петербург, голод, слабость и болезнь.

«Сердце» — так запишут врачи. Но это было что-то большее.

«Он начал записывать в дневнике: «Я несколько дней слышал непрекращающийся шум, как будто от крушения старого мира. И потом все звуки замолкли. Когда кончается музыка — человек умирает», — рассказывает методист по научно-просветительской деятельности Музея-квартиры А.А. Блока Анна Горегина.

Говорят, в тот день ровно 100 лет назад и закончился Серебряный век. Впрочем, для миллионов музыка Блока не умолкла — в прочитанных про себя или громко вслух строчках.

Читайте также: