Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
18 июля 2021, 21:47

Президент Франции ввел в стране санитарные пропуска

Смотреть сюжет

114 тысяч человек, по данным МВД страны, вышли протестовать за один только минувший день. Рестораны и торговые центры, самолеты и дальние поезда с августа только с прививкой или отрицательным ПЦР- тестом. Но официальный Париж пытается занять жесткую позицию не только в отношении собственных граждан.

Когда сказать «Спутнику» «нет» призывал французский госсекретарь по европейским делам, это еще можно было с натяжкой списать на позицию отдельно взятого госсекретаря. Но когда Клеману Бону вторит глава МИД Германии, где ранее рассматривали возможность покупать «Спутник», уже задумываешься о консолидированной травле со стороны ведущих стран ЕС. Хайко Маас, как мы помним, фактически обвинил нас и Китай в вакцинном шантаже, якобы Москва и Пекин используют экспорт препарата для продвижения своих политических требований: «Чтобы предотвратить подобное, мы в первую очередь должны не просто критиковать такие действия, а обеспечить пострадавшим странам альтернативные варианты. Тогда русские и китайцы не смогут продолжать свою сложную вакцинную дипломатию, которая направлена только лишь на усиление их собственного влияния, а не на спасение жизней людей в первую очередь».

Сильное заявление, правда? Российская вакцина спасает жизни в семи десятках стран, но, по мнению Мааса, как-то не в первую очередь. Ну и, конечно, сразу вопрос: что же, по мнению Мааса, если «не в первую очередь», значит, и спасать не стоит?

– Когда политики такого уровня высокого отдельных государств начинают каким-то образом препятствовать распространению вакцин других государств, ну, выглядит, откровенно говоря, аморально. В рамках Всемирной организации здравоохранения еще в 2005 году, вот с учетом опыта предыдущих эпидемий, были разработаны международные медицинско-санитарные правила. Так вот, одним из важнейших как бы принципов является координация усилий и содействие и сотрудничество, – комментирует Анатолий Капустин, президент Российской ассоциации международного права.

Все словно забыли, что Россия, в полном соответствии с этим принципом, передала «Спутник» ряду стран безвозмездно. А Владимир Путин предлагал отказаться от патентов на вакцину, чтобы придать импульс ее производству. Тут еще показательно не только то, что сказал Маас, но и где он это сказал: в США, на фабрике «Пфайзер». Просто классика нечестной конкуренции, тем более что привести примеры вредоносной российской вакцинной дипломатии Маас, как водится, не потрудился. Мария Захарова отвечает: «Просили бы огласить список "пострадавших" стран. Нам о таких странах ничего неизвестно. Есть страны, принявшие российскую вакцину в качестве помощи, закупающие российскую вакцину, производящие у себя российскую вакцину. А стран, пострадавших от российской вакцины или якобы связанных с ней политических требований, нет. Как и сомнений, что "обеспечение альтернативных вариантов" в подаче Мааса направлено на неконкурентное вытеснение Sputnik V».

– Они, обвиняя нас, по сути, по Фрейду проговариваются в собственных грехах и собственном, так сказать, некрасивом поведении. Вот они как раз весьма политизируют, и с самого начала мы помним, когда Россия первая, в общем-то, сделала вакцину «Спутник V», да, первой зарегистрировала, сколько тогда грязи вылилось, да, что там испытания какие-то, что-то еще там не то, – рассказывает Алексей Мартынов, директор Международного института новейших государств.

Как сказал на днях пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, в Кремле относятся к такой политизации крайне негативно. Чуть раньше Марии Захаровой пришлось заочно отвечать Клеману Бону, тому самому, призвавшему Европу сказать «Спутнику» «нет». Это француз читал лекцию Греции, за то, что ее власти разрешили въезд путешественникам, привитым российскими или китайскими вакцинами.

– Госсекретарь МИД Франции – не специалист-вирусолог, чтобы читать лекции на этот счет суверенным государствам, увязывая медицину с национальной принадлежностью. Это больше из функциональных обязанностей доктора Геббельса. Не МИД Франции диктовать странам и народам, какими вакцинами прививаться.

То, что происходит, метко назвали вакцинным национализмом: в деле вакцинации каждый сам за себя, лоббирует свои препараты и прививает только своих. То есть, на словах все, конечно, за взаимопомощь.

– Нам нужно поддержать вакцинами остальной мир. Мы с США договорились помогать в этом бедным странам, – говорит Ангела Меркель, федеральный канцлер Германии. 

– Если у нас будет избыток, мы поделимся им с остальным миром, – говорит Джо Байден, президент США.

А на деле избыток, конечно, есть, но делиться особо не спешат. Эксперты Центра инноваций здоровья при Дьюкском университете США привели говорящие цифры: большую часть мирового объема вакцин, 53%, заказали для себя страны с высокими доходами населения, пресловутый «золотой миллиард». Доля стран с достатком выше среднего 17%, еще меньше у стран с низкими доходами, остальное бесплатно распределяется по каналам ООН. Еще несколько месяцев назад организация по борьбе с бедностью One campaign подсчитала.

– Богатые страны заказали на миллиард доз вакцины больше, чем им необходимо.

В относительных цифрах: США заказали миллиард двести миллионов доз, то есть по 3,5 дозы на каждого американца. ЕС миллиард восемьсот миллионов, по четыре дозы на каждого жителя Евросоюза. Но значит ли это, что в Европе все так хорошо и поэтому они отказываются от «Спутника»?

– В самой Европе не все благополучно с вакцинацией. Целый ряд стран есть, балканские страны, страны, некоторые страны Центральной Европы, Восточной Европы, они в очередь поставлены на получение соответствующих вакцин, которые одобрены, скажем, в Европейском Союзе на август, там, сентябрь, октябрь, ноябрь этого года, – рассказывает Анатолий Капустин, президент Российской ассоциации международного права.

В той же Франции всего за неделю доля зараженных новым штаммом «дельта» выросла вдвое. Елисейский дворец пока не решился на крайние меры, но магические слова «всеобщая обязательная вакцинация» уже прозвучали.

– С начала августа санитарный пропуск будет необходим для посещения кафе, ресторанов, торговых центров, медицинских учреждениях и домов престарелых, а также в самолетах, поездах и междугородних автобусах. В зависимости от ситуации мы, конечно, должны будем решать, не ввести ли всеобщую обязательную вакцинацию, – выступил Эммануэль Макрон, президент Франции.

Да и в Германии, где официально ситуация более-менее в норме, почему-то звучат вот такие призывы, это газета «Бильд» цитирует главу Медассоциации Рейнланд-Пфальца: «Те, кто не сделал прививку, не имеют права снимать маску. Им нельзя позволять ходить на стадионы и в бассейны, посещать супермаркеты без маски. Кроме того, тем, кто не вакцинировался или сделал лишь одну прививку, нельзя позволять ездить в отпуска».

– Кроме собственных граждан, Европа еще обременена миллионным потоком вот тех самых беженцев, помните, которые в основном и распределились в своей массе между Германией и Францией. Ну и так чуть-чуть по остальным странам Европы. Этих людей вообще никто не вакцинирует, чтобы вы были в курсе, – продолжает Алексей Мартынов, директор Международного института новейших государств.

А раз вакцины все-таки не хватает, зачем же ставить палки в колеса «Спутнику»? Нет ведь никакого иного объяснения, кроме примитивной грызни за рынки. Глава ВОЗ прямым текстом говорит о жадности: «Неприемлема ситуация, когда многие страны еще даже не приступили к вакцинации, а другие уже дали большинству населения две дозы и теперь планируют еще и третью. Они говорят: нам удалось взять вирус под контроль, остальное не наши проблемы. Но они еще не вышли из леса, и игнорируя остальной мир, они дают пандемии новый шанс. Мне грустно признавать, но принцип солидарности не работает. Если описать ситуацию одним словом, я бы сказал: увы, дело в жадности».

У пандемии ведь простая арифметика. «Золотой миллиард» может хоть по двести раз привить «своих». Но если рядом будут существовать непривитая Африка, непривитая Азия, непривитые диаспоры беженцев в самой Европе, по всей Земле будут оставаться очаги коронавируса, где будут плодиться все новые смертоносные штаммы.

– Это ненормально. Это цинично. Это пошло. И это, я не побоюсь этого слова, античеловечно. Жизнь человека бесценна. И на этом императиве, собственно, построено все гуманистическое общество,если там становятся ценны только определенные жизни или жизни определенных категорий людей, а остальные, так сказать, подыхайте, извините, это уже не гуманизм. Это что-то другое. И это мы тоже с вами видели в Европе 80 с лишним лет назад. Это называется фашизм, – считает Алексей Мартынов, директор Международного института новейших государств.

Читайте также: