Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
7 апреля 2021, 21:19

В Госдуме рассматривают законопроект, который значительно облегчит жизнь врачам и их пациентам

Смотреть сюжет

Первое чтение в Госдуме прошел очень человечный законопроект. Он в первую очередь для медиков, работающих с сильными обезболивающими. А по факту — для каждого, кто живет с нестерпимой болью, снять которую способны порой лишь препараты «особого режима», который предполагает учет, контроль и ответственность.

Пока работать приходится медсестрам и врачам детского хосписа «Дом с маяком» за троих, на ходу заполняя горы бумаг по обороту сильнодействующих обезболивающих.

«На капсулы трамадола — отдельный журнал, на таблетки морфина — отдельный журнал, то есть грязнем в журналах», — поясняют девушки.

И это — чтобы действовать по букве закона, когда боль невозможно поставить на паузу.

«Медорганизации, когда им говоришь: «У вас появился ребенок, который нуждается в обезболивании, вам надо выписывать ему рецепты, контролировать приемы». Они говорят: «Господи, за что?» Они боятся потерять таблетку и сесть на скамью подсудимых по уголовной статье», — говорит главврач детского хосписа «Дом с маяком» Георгий Климов.

В отношении «Дома с маяком» в прошлом году было возбуждено дело о нарушении правил оборота наркотиков. Нарушения были в документах, но суд выписал штраф в 200 тысяч рублей. Наказание отменили только после общественного резонанса и вмешательства Генпрокуратуры. Хотя по 228 статье Уголовного кодекса за это грозило до трех лет тюрьмы. И с 2016 года по июнь 2019 года в отношении медработников было открыто 29 таких дел.

«C точки зрения уголовного права получается, что врач с обезболивающим препаратом гораздо более опасен, чем пьяный человек за рулем, например», — отмечает учредитель благотворительного фонда помощи хосписам «Вера», директор Московского центра паллиативной помощи, учредитель благотворительного фонда «Дом с маяком» Нюта Федермессер.

Вопрос соизмеримости наказания и того, что преступлением-то назвать нельзя, скорее, производственной ошибкой, Нюта Федермессер поднимала во время «Прямой линии с президентом» в 2019 году.

Н. Федермессер: Ошиблись в процедуре, в формальности, не вовремя что-то записали, не теми чернилами, не так, ампула закатилась под сейф — достать ее сумели только на следующий день. Я прошу Вас поддержать декриминализацию полную ответственности медицинских работников по статье 228.2, потому что для тех, кто действительно виноват, есть другие составы, и они не должны уходить от этой ответственности.

В. Путин: Дело не в том, что она куда-то закатилась, ампула, она может быть раздавлена случайно, могут быть назначения не как по регламенту медицинскому, не два-три укола, а четыре укола, то есть в регламент не вписывается, и врачи не должны за это нести ответственность, это Вы абсолютно правы.

Глава государства поручил кабмину внести поправки в законодательство. И правительство направило в Госдуму законопроект, где учтен человеческий фактор — неосторожность или недосмотр, если потеря таблетки или ампулы не повлекла серьезных последствий. Это должна будет установить специальная комиссия, детали ее работы уточнят МВД и Минздрав.

«Чтобы в нужных случаях и пациент понимал, что ему будет оказана нужная помощь, в том числе сильное обезболивание, и врач будет понимать, что он, делая все добросовестно и по регламенту, но застрахован от каких-то неосторожностей», — пояснил первый зампредседателя комитета ГД РФ по госстроительству и законодательству, член фракции «Единая Россия» Даниил Бессарабов.

В последнее время для обвиняемых по этой статье удавалось добиться условных сроков. Но не полного оправдания судом, что для многих равносильно запрету на профессию.

«К сожалению, по этой многострадальной с одной стороны очень правильной статьи, которая бьет по рукам всех, кто распространяет наркотики, попадают невинные медики», — отметил руководитель фракции «Справедливая Россия» в ГД РФ Сергей Миронов.

«Давно надо было это сделать для того, чтобы людей не привлекали к уголовной ответственности; для того, чтобы не было судимости у тех, кто выполняет свое служебное задание», — сказал заместитель руководителя фракции ЛДПР в ГД РФ Ярослав Нилов

Каждый случай, впрочем, будут по-прежнему строго фиксировать и расследовать, чтобы исключить злоупотребления. Впрочем, и эта новость как глоток воздуха для всех медиков.

«Давно назревший вопрос, который долгое время обсуждался общественностью медицинской. Действительно, правильно, чтобы наши врачи не боялись работать с наркотиками для того, чтобы в том числе и система обезболивания была доступной для онкологических пациентов, для паллиативных пациентов», — подчеркнул член комитета ГД РФ по охране здоровья, член фракции КПРФ Алексей Куринный

Чтобы на первом месте у медиков не стояли отчеты и проверки, общественники призывают автоматизировать системы учета.

«Среди медиков не так много специалистов, которые могут работать с бумагами, среди них гораздо больше людей, которые привыкли работать с пациентом. Только автоматизация учета позволит избежать человеческих ошибок», — говорит директор проекта ОНФ «Регион Заботы», юрист Московского многопрофильного центра паллиативной помощи Анастасия Жданова.

Пока же предстоит большая работа с медперсоналом по всей стране.

«Это начало с точки зрения массированной рекламной кампании. Потому что врачей ведь надо проинформировать о том, что больше бояться не надо. Врачей ведь надо научить теперь пользоваться новыми препаратами», — подчеркивает Нюта Федермессер.

Эксперты ОНФ теперь призывают обратить внимание и на жесткие административные наказания в отношении медицинских организаций — до 400 тысяч рублей за такие же формальные нарушения.

Читайте также: