Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
19 марта 2021, 18:30

Поздравления с профессиональным праздником принимают моряки российского подводного флота

Смотреть сюжет

В России — День подводника. В арсенале нашего флота атомоходы, которые несут боезаряд, способный сдвинуть земную ось — и, будем надеяться, это не пригодится. Могут действовать под вековым арктическим льдом, и оставаться незаметными под носом у вероятного противника. 

Как раз в канун праздника в НАТО запаниковали: не могут найти в Средиземном море нашу субмарину «Ростов-на-Дону», которая идет из Балтики в Крым. А она там точно есть. Дело в том, что настолько тихий ход не может зарегистрировать ни один натовский прибор. Но главная сила подводного флота не оружие — люди.

Тревога учебная, но настоящий подводник должен быть всегда готов хоть потушить пожар, хоть запустить ракету. Даже если сегодня праздник, а подлодка стоит на базе у причальной стенки.

Отсеков, где можно снимать, на АПЛ «Верхотурье», как и на любой другой, раз-два и обчелся. В этот журналистов обычно не пускают, но Первому каналу пошли навстречу. Один из главных и самый большой отсек — ракетный.

Собственно, наше грознейшее оружие — сами межконтинентальные баллистические ракеты — находятся в шахтах высотой в три палубы. Таких шахт здесь 16. Можете представить, какую ядерную мощь несет только одна атомная подводная лодка!

Атомоход «Верхотурье» вооружен ракетами «Синева». Боезапаса одной лодки, как говорят подводники, хватит, чтобы сдвинуть Земной шар со своей оси. Старший матрос Антон Ануфриев отвечает за приводы шахт, грубо говоря, за то, откроются ли заслонки в нужный момент.

«Смазывать своевременно исполняющие механизмы, и все будет работать еще долгие годы», — поясняет он.

А в турбинном отсеке уже другие механизмы смазывает отец Антона — старший мичман Сергей Ануфриев. Династия подводников уместилась на одной лодке. Маленькая семья внутри большой.

«Здесь мы вроде все как родственники. Экипаж — одна семья», — отмечает Ануфриев-старший.

И так уже ровно 115 лет — с того дня, как Николай II своим указом включил подводные лодки в состав флота. Первопроходцы погружались на «Касатках», «Форелях», «Сомах» и «Осетрах». В 80-е годы подлодкам было принято давать географические названия. В Гаджиево, на базе 31-й дивизии Северного флота, экипаж «Верхотурья» при необходимости может легко подменить, например, коллег с «Карелии».

«Верхотурье» и «Карелия» — это атомные подводные лодки проекта «Дельфин». Кстати, самая первая подлодка, официально вошедшая в состав российского флота, тоже называлась «Дельфин». Между двумя «Дельфинами» целая научно-техническая эпоха. Всего лишь одна деталь: одна могла погружаться только до 50 метров. А у другой предельная глубина — уже 650 метров.

Они прикрывают Арктику, работают в максимально тяжелых условиях, большую часть автономки проводя подо льдами. В составе 31-й дивизии в том числе новейшие ракетоносцы проекта «Борей» — «Юрий Долгорукий» и «Князь Владимир».

«Это реально корабли XXI века. Они полностью автоматизированы, компьютеризированы. Самые современные технологии по борьбе с шумностью внедрены на этих кораблях. Новое радиоэлектронное вооружение, новое торпедно-ракетное оружие», — рассказывает командир 31-й Краснознаменной дивизии подводных лодок Степан Кельбас.

Главный радиотехник АПЛ «Брянск» Александр Блиничкин помнит: во время первого в его жизни ракетного пуска лодка сильно тряслась, и его самого немного потряхивало от волнения. Сколько с тех пор было таких пусков — тайна. Наверняка об этом знают только две семьи офицера. Одна — на подлодке, другая — дома, в гарнизоне.

Так встречают главу семьи каждый день, когда лодка стоит в Гаджиево. После дальнего похода, конечно, эмоции куда сильней.

«Мы готовимся, подарки, накрываются столы, дети рисуют рисунки, то есть такой маленький свой Новый год», — рассказывает Валерия Блиничкина.

Может, это и совпадение, а, может, так и было задумано. Для подлодок проекта «Дельфин» живые дельфины что-то вроде талисмана.

«Поход будет успешным, когда в надводном положении дельфины ныряют около носа корабля и нас, можно сказать, провожают в море», — говорит Александр Блиничкин.

Папа не настаивает, но 10-летний Дима Блиничкин уже решил поступать в Нахимовское училище. Кажется, в Гаджиево, где даже детские горки в форме подводной лодки, мальчишки не представляют себе другой судьбы.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей