Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
14 марта 2021, 21:12

Ровно год прошел с тех пор, как ВОЗ объявила о начале пандемии коронавируса

Смотреть сюжет

Подводить итоги этих дней начнем с того, без чего информационная картина неполна уже много недель кряду. Коронавирус в России, сводка за минувшие сутки: 10 тысяч выявленных случаев. Выздоровели 9232 человека.

Год назад, в марте, 11-го числа, если совсем точно, мы вот так же работали в прямом эфире, когда пришла «молния» от Всемирной Организации Здравоохранения. Пандемия теперь — официально. Почти 120 миллионов положительных тестов на коронавирус на планете за это время. По 10 миллионов в месяц, если равномерно. Но COVID-19 наступает волнами. Уже третья в Европе.

Три новых штамма — британский, бразильский, южноафриканский, и вроде какой-то специфический вид заразы только что нашли на Филиппинах. Каждая страна справляется как может. Россия предлагает справляться вместе.

Более неудачного начала, чем «добрый день», для той пресс-конференции сложно придумать. И день совсем не «добрый», да и последовавший год хороших новостей принес тоже не много. Глава ВОЗ зачитал по бумажке заявление, после которого стало ясно: мир теперь не скоро станет прежним.

«Мы серьезно обеспокоены высоким уровнем распространения тяжелой болезни и одновременно нас сильно тревожит бездействие многих стран. Мы считает, что COVID-19 достиг масштабов пандемии», — заявил Тедрос Аданом Гебреисус.

Россия же действовала на опережение: закрыла границы с Китаем в январе, когда у нас не было еще ни одного официально зарегистрированного случая COVID-19. Это позволило выиграть время, столь нужное для подготовки и мобилизации сил.

«Россия просто даже в силу своего географического положения не может отгородиться от угрозы. Рядом с нашими границами находятся государства, уже серьезно пораженные эпидемией, и полностью заблокировать ее проникновение в нашу страну объективно невозможно. Но то, что мы можем и уже делаем, так это работать профессионально, организованно и на опережение. И главный приоритет здесь — жизнь и здоровье наших граждан», — подчеркнул президент России.

Президент лично проверил, как работает тогда только что открытая, а теперь уже известная на всю страну «Коммунарка» — одна из самых современных больниц столичного региона, ориентированная на борьбу с COVID-19.

«Больница нравится?» — обратился Владимир Путин к главному врачу ГБУЗ «ГКБ №40» Денису Проценко.

«Космос. За мир я не буду говорить, но я учился в Европе, эта на порядок лучше», — ответил он.

Надев защитный желтый костюм, президент зашел в «красную зону» и пообщался с некоторыми пациентами.

«У нас период высокой температуры ушел и на этом фоне сразу улучшение. Как получаем два негативных анализа, мы пациента переводим из стационарных условий», — пояснил президенту врач.

Дмитрий, конечно, не ожидал, что к нему в палату вдруг войдет глава государства.

«Спросил, как я себя чувствую, как я сюда попал, чем меня лечат, когда планируют выписывать», — рассказал Дмитрий Гаркави.

По всей стране создавались новые «ковидные» госпитали, перепрофилировались уже существующие больницы. Врачи и медсестры месяцами не возвращались домой, работая буквально на износ. «Красная зона» как линия фронта между жизнью и смертью. Новости из больниц как военные сводки с полей сражений.

«Сначала это было, если говорить аллегорично, цунами, которое понеслось в виде огромного количества пациентов. Причем пациентов тяжелых, которые задыхаются, которые температурят, с совершенно другим заболеванием вирусным, нежели мы привыкли встречаться, поскольку здесь поражение аутоиммунное, полисистемное, соответственно, люди болеют крайне тяжело. Нам надо было мобилизоваться буквально за трое суток», — сообщила зам главврача по медчасти ГКБ №52 Инна Самсонова.

COVID-19 волнами накрывал мир с головой. Европейские и американские больницы не справлялись: мало того, что поначалу не понимали, как и чем лечить, так просто-напросто не хватало места ни живым, ни мертвым. В США под морги приспособили даже рефрижераторы.

Российская система здравоохранения выстояла. Не без труда, не без потерь, но в целом удержала ситуацию в контролируемом русле.

«Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…». Наверное, еще никогда эти слова Бродского не цитировались столь массово. Не только Россия, но и весь мир в локдауне — на карантине и в самоизоляции. Нахождение дома стало «законопослушным ответственным поведением»: не заболевая, ты помогаешь уничтожить вирус. Удаленная работа, удаленная учеба становятся новой нормой.

«Для меня этот год был более прибыльным, потому что в сфере IT я смог найти, как обернуть это в свою пользу», — поделился молодой человек.

«Мы вот читать научились за это время. Нам четыре года, мы умеем читать. Для меня это большой прорыв, большое достижение. Я горжусь своим ребенком, что мы такие молодцы», — рассказала женщина.

Оказаться настолько близко к своим близким для многих стало серьезным испытанием. Именно таким психолог Ирина Тимошенко, например, предлагала бесплатную онлайн-помощь.

«Быт, дети, суета, работа и даже некогда было узнать, чем человек живет, какой человек, чем он увлекается, что он думает. А в этой ситуации люди раскрывались. Они были вынуждены общаться. Кто-то понимал, что говорить, оказывается, не о чем. Или наоборот, кто-то понимал, что «это удивительно, с кем я живу, это другой человек, которого я даже не знаю». Это осознание, конечно, некоторых повергало в шок», — поясняет Ирина Тимошенко.

Невероятный по силе подъем у волонтерского движения. Добровольцы приносят на дом тем, кто сам этого сделать не может, продукты питания и лекарства, развозят врачей на вызовы на личных автомобилях, помогают в колл-центрах поликлиник и больниц.

«Волонтерская работа именно в пандемию — это работа без сна. Ты видишь, как люди самоотверженно помогают, и ты понимаешь, что ты не можешь остаться в стороне, и ты хочешь быть похожим на них», — признается волонтер акции «Своих не бросаем» Мария Здор.

Даже такое специфическое направление, как вывоз застрявших за границей россиян, тоже не осталось без внимания добровольных помощников. Они мониторили социальные сети, создавали специальные чаты и группы, собирали информацию и передавали сведения в МИД России, который буквально с первых дней локдауна развернул титаническую по сложности работу, возвращая соотечественников домой в условиях тотального карантина и перекрытых границ.

«Работать приходилось с колес, никто не представлял масштабов этой проблемы, и в таком количестве возвращением граждан из-за рубежа никогда никто не занимался», — отметил глава МИД России Сергей Лавров.

Тем временем очевидно, что только иммунитет поможет победить коронавирус. Идет всемирная гонка по созданию вакцины. 11 августа 2020 года событие планетарного значения — Минздрав России регистрирует «Спутник V» — первую в мире прививку от COVID-19.

«Наша страна справилась со всем. Вышла победительницей. Все восхищаются нашей медициной, нашими врачами. Разве это не прекрасно?» — говорит женщина.

В России со временем создают еще вакцины. Всего сейчас их четыре. Появляются свои препараты и в других странах. Но, например, на этой неделе Дания остановила применение одного из них, AstraZeneca, из-за сообщений, что после прививки у людей появлялись тромбы и даже был смертельный случай. Паузу также взяли Норвегия, Исландия и Италия. Россияне, живущие или работающие за рубежом, срочно покупают билет на родину, чтобы привиться «Спутником V». Алина, например, прилетала из Германии.

«Я приехала в Россию по той причине, что в Германии, чтобы сделать прививку, надо стоять в очереди. Очереди очень большие, и все хотят привиться. И пожилые люди идут первостепенно. У меня нет никаких определенных болезней, то есть до меня очередь могла дойти поздно», — поясняет Алина Дробышевская.

Свыше полусотни стран одобрили «Спутник V», и по этому показателю он на втором месте в мире. Это значит, что на российскую прививку могут рассчитывать более миллиарда 300 миллионов человек. Сейчас налаживают производство нашего препарата, например, в Италии.

«91,6% эффективности — это очень хороший показатель. Особенно по сравнению с другими вакцинами. И, к тому же, хранить и перевозить «Спутник V» можно при температуре всего 2-8 градусов. Это еще один плюс», — подчеркивает президент компании Adienne Антонио Ди Наро.

«Я бы привилась «Спутником V» при первой же возможности», — признается главный научный сотрудник Микела Спинелли.

Мировая экономика переживает огромное потрясение. Долгое время закрыто было все. Работали только те предприятия, производственный цикл которых остановить невозможно. Суммарные потери, по оценке МВФ, составят к 2025 году 22 триллиона долларов. Спад наблюдался и в российской экономике, это было неизбежно, но по сравнению с другими странами она просела не так сильно и начинает восстанавливаться.

«Благодаря своевременным, просчитанным мерам поддержки отраслей, бизнеса нам в целом удалось преодолеть спад в экономике и выйти на ее восстановление. Видим это по динамике внутреннего спроса, постепенному снижению уровня безработицы. Нынешний кризис также стал первым, когда мы ответили на возникшие вызовы дополнительными инфраструктурными расходами. Это мы впервые сделали. Добавлю, что в период вынужденных ограничений не замораживалось строительство дорог, сетей, коммуникаций», — сообщил глава государства.

«Считаю, что правительство, Путин сделали все очень грамотно», — отмечает мужчина.

Россия сейчас на четвертом месте в мире по выявленным случаям COVID-19. На первом — США, на втором — Бразилия, на третьем — Индия. Обратите внимание, в Индии почти втрое больше, чем в России. И дело не только в количестве населения. Качество и объем проделанной у нас в стране работы тоже имеет большое значение.

До победы над коронавирусом еще далеко. Более того, Европу накрывает третья волна, появляются новые штаммы. Россия готова: запас прочности — и материально-технический, и профессионально-личностный — создан огромный.

«У врачей остались силы. Более того это как с препятствиями. Сначала тебе тяжело его взять, пытаешься, привыкаешь, и тебе уже все доступно и нормально. Мы сейчас вошли в режим. Мы знаем, как лечить, как наблюдать пациентов, что с ними делать», — говорит Инна Самсонова.

По прогнозу Всемирной Организации Здравоохранения, пандемия коронавируса закончится к началу 2022 года.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей