Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
3 декабря 2017, 22:15

Полувековой юбилей главной информационной программы страны: как прожили десятилетку с 1978 по 1987 год вместе с программой «Время»

Смотреть сюжет

У программы «Время» скоро юбилей: первый выпуск вышел в эфир первого января 1968 года, почти 50 лет назад. Мы сделали несколько спецпроектов к юбилею. Один из них в «Воскресном Времени». Пять десятилетий — пять материалов, каждый — об одном десятилетии. Сейчас второй материал — 1978-1987 годы.

Первый репортаж 78-го обещает одно сплошное телевидение. Собкор программы «Время» в Италии Валерий Простаков вторит: уж лучше телевидение, чем такое кино.

Имя будущей звезды советского экрана Татьяны Догилевой еще никому ничего не говорит, зато Пугачева у всех на слуху. После триумфа в Сопоте комментатор программы «Время» Наталья Чернова звонит руководству.

«Давайте все-таки покажем Аллу Пугачеву, которую все любят и все знают», — сказала комментатор программы «Время» Наталья Чернова.

На всю страну Алла Пугачева заявляет: призовые 20 тысяч злотых — по курсу это как половина «Волги» или кооперативная квартира — передала на строительство Центра здоровья детей.

Исторический, первый и последний поцелуй генерального секретаря ЦК КПСС и президента США видят все зрители программы «Время».

Золотое правило Главной редакции информации Центрального телевидения тех лет: если утром репортаж снят в любой точке Советского Союза, то вечером он обязательно должен быть в эфире.

В полдень важный для страны репортаж в жестяной банке едет с месторождения в ближайший аэропорт. К примеру, города Нижневартовска. Принимается и доставляется немедленно. Москва, программа «Время», срочно! Это — особый сопроводительный документ, спецпропуск. Такие есть только у корреспондентов «Времени» для оперативной передачи материалов в Москву. Первый же самолет отвозит драгоценную пленку в ближайший крупный город. Сейчас это Тюмень. А уже в Тюмени пересадка на прямой рейс в Москву. Репортажи с мест пилоты предают только лично, из рук в руки. Уникальная система. Даже депеши в Кремль доставляют каналами обычной почты. По сути, на программу «Время» работает вся гражданская авиация страны. Пленка в Телецентр попадает уже в начале девятого. Совершив головокружительный полет из сибирской тайги на улицу Академика Королева, успевает выйти в эфир, как и положено, день в день.

О смерти Высоцкого в дни Олимпиады-80 программа «Время» сообщает. Коротко и без кадров прощания, но все-таки. Сами Игры проходят в условиях бойкота западных стран из-за ввода советских войск в Афганистан. Поэтому в Москве особое внимание ко всем иностранным спортсменам.

«Советские спортсмены выигрывали практически все, и Сергей Георгиевич Лапин все время говорил: ищите иностранцев, достойных внимания, — вспоминает комментатор программы «Время» Анна Дмитриева. — Мы-то привыкли, что мы всегда работаем на наших, а тут получилось, что мы радуемся успехам других».

В эфире «Времени» постоянно презентуют новинки советской промышленности. Но где все это купить — никто не знает. И этот всеобщий дефицит особенно остро ощущают женщины-дикторы.

«Опасность была в том, что кто-то мог купить такую же вещь, как у тебя. Ты приходишь и вдруг видишь: сидит в таком же платье другая. В эфир-то не выйдешь! Она выйдет на программе, а я в программе «Время». Скажут, что это, интернат», — говорит диктор программы «Время» Галина Зименкова.

Вне официальной хроники генсек Леонид Брежнев интереснее и живее. Но в марте 82-го — единственный случай в истории программы «Время», когда пленка с главой государства пропадает целиком. На этих, более поздних кадрах, тот самый авиазавод в Ташкенте, куда приехал Брежнев. И толпа рабочих ринулась на мостик над ним.

«Мостик этот проломился, и люди стали падать. И, так сказать, задели генерального секретаря и он упал. Приехал человек, который курировал телевидение местное, и сказал, что я должен забрать у вас пленку», — рассказывает главный режиссер программы «Время» Калерия Кислова.

У Брежнева сломана ключица. Но через месяц он уже на трибуне Мавзолея. А еще через полгода страна прощается с ним. Зрители программы «Время» в курсе всех деталей похорон. А последовательность скорбящих такая же жесткая, как и верстка программы: машинист, космонавт и писатель.

К середине 80-х Пугачеву программа «Время» записывает едва ли не чаще, чем «Песня года» и «Новогодний огонек».

В 83-м настоящий информационный прорыв через программу «Время» в отношении Афганистана. Репортажи Александра Каверзнева ждет вся страна.

«Он очень острые репортажи оттуда делал, откровенные. А поначалу это было осторожно», — вспоминает диктор программы «Время» Евгений Кочергин.

Показывая кадры с военной техникой, именно «Время» помогает понять, что происходит в Афганистане на самом деле.

Вы за войну или нет, спрашивает в письме американская школьница Юрия Андропова. И генеральный секретарь приглашает Саманту Смит в Советский Союз: Москва, Ленинград и «Артек». Всего лишь через два года Саманта Смит погибнет в авиакатастрофе. Но ее визит запомнят как яркий пример народной дипломатии и желание сказать правду о советских людях.

Программа «Время» дает зрителям ощущение огромной страны и четко делит время суток на детское и взрослое. Но руководители не всегда успевает посмотреть вечерний выпуск и его повторяют утром, ничего не вырезая. Даже если все происходит в точности, как в фильме Владимира Меньшова.

Накануне выборов в Верховный совет программе «Время» поручают снять, как голосует генеральный секретарь. Для глубоко больного Черненко избирательный участок сооружают прямо в больничной палате.

«Мы видели совершенно руинированного человека. Видели, как его заставляли говорить. Мы долго думали, что, может быть, не стоит это давать. Но, если мне память не изменяет, нас все-таки заставили резко сократить и выдать это в эфир», — говорит главный редактор программы «Время» с 1983 по 1988 гг. Григорий Шевелев.

В мае 85-го новый генеральный секретарь Горбачев едет в Ленинград и на Невском его окружает толпа. Телеоператоры едва успевают все снять. На следующий день коллектив программы «Время» из Кремля благодарят: только так теперь и показывайте.

В июне 85-го корреспондент Александр Галкин сутками дежурит в ЦУПе, ожидая связь с экипажем «Салюта-7», Виктором Савиных и Владимиром Джанибековым, которые отправились в смертельно опасную командировку — спасать станцию, вышедшую из-под контроля. На момент выхода на связь на станции еще ниже ноля. Но показывать в эфире, что космонавты замерзают, это лишнее.

«Они появляются в кадре в шапочках лыжных, и я говорю: "Ребята, шапочки-то, может, снимете?" Они говорят: "Да, надо снять". Чуть-чуть повернулись, пар изо рта пропал, а со лба немножко они парили», — рассказывает корреспондент программы «Время» Александр Галкин.

В 86-м программа «Время» получает свою самую амбициозную заставку: рубиновая кремлевская звезда, как комета с хвостом в виде следа летящего спутника, накрывает собой не одну шестую часть суши, а всю планету. Новую заставку для главной программы придумывает лично новый председатель Гостелерадио Александр Аксенов. Творческое задание художникам звучит так: слово «время» должно надвигаться на зрителей, словно локомотив несущегося поезда. Это и в духе времени — в стране взят курс на ускорение. И музыка Свиридова, в конце концов, называется «Время, вперед!».

Комментатор Александр Крутов — первый журналист, который пробивается в зону Чернобыльской катастрофы и снимает работу ликвидаторов.

«Их жалели, этих молодых ребят. И говорили два раза махнуть лопатой, "одного хватит", "больше 45 секунд туда не входи". Вертолетчики, кстати, те, с кем мы летали, все погибли. То есть умерли. А облетали так, чтобы не попасть в этот восходящий поток радиоактивности, вокруг него крутились», — рассказывает комментатор программы «Время» Александр Крутов.

В августе 87-го «Время» впервые рассказывает об одной из крупнейших железнодорожных катастроф — в крушении на станции Каменская в Ростовской области гибнет 106 человек.

Репортажи Александры Ливанской для советской торговли страшнее любой ревизии. Через день Ливанская сама встает за прилавок с духами. Кто, как не журналисты «Времени», знают подход к людям.

«И вы знаете, образовалась толпа, в кассу встала очередь. В результате мы продали все, всю партию вот этих духов», — рассказывает корреспондент программы «Время» Александра Ливанская.

Перестройка в разгаре, разочарованием и не пахнет. Горбачев по-прежнему ходит в народ и пытается наладить отношения с Западом. Все происходит в прямом эфире программы «Время».


Читайте также: